Перед театром Вахтангова (Арбат, 35)

Мы остановились на небольшом пятачке перед театром Вахтангова, одно из любимых мест уличных музыкантов. Начнем наш осмотр с дома, что стоит напротив театра под номером 35. Странно выглядит это здание: оно напоминает средневековый замок, но только в современном исполнении. Когда-то его фасад украшали каменные фигуры рыцарей, закованных в латы, которые своим грозным обликом добавляли дому грозного готического впечатления. Откуда взялось столь необычное соединение мощи промышленной эпохи и духа средневековья?
На самом деле «замок» является одним из многочисленных доходных домов, что нам уже встречались на Арбате. Построен он был специально для самой состоятельной публики, и для начала XX века дом выглядел небоскребом. Внутри него скрывались просторные помещения с витражами, мраморные лестницы с дубовыми и художественного литья перилами, огромные зеркала. Квартиры были большие, по 5-6 комнат, с непременными помещениями для прислуги при кухне.
В советское время шикарные квартиры были превращены в коммуналки, но мраморные лестницы и дубовые перила остались. Некоторые квартиры не уплотнялись, а целиком доставались «высоким» квартирантам. Среди них был председатель «Союзпромэкспорта» Колмановский, которого расстреляли в 1937 году во время «ежовщины». Его жену, Валентину Вагрину, сослали. Вагрина была несравненной артисткой театра Вахтангова, блистательной «Турандот Арбата», вослед которой оборачивались не только мужчины, но и женщины. В 50-е годы во время хрущевской «оттепели» ее и ее мужа реабилитировали, но артистическая карьера «тети Вавы», как называла ее арбатская ребятня, так и не сложилась, и лучшие творческие годы ушли безвозвратно.
Сразу за «замком» по левой стороне Арбата, в начале Кривоарбатского переулка расположен совсем уж странный для этой улицы объект: расписанная сверху донизу глухая стена. Это так называемая стена Виктора Цоя, артиста группы «Кино», трагически погибшего в автокатастрофе в 1990 году. Стена, ставшая одним из немногих памятников легендарному музыканту, возникла стихийно, как свидетельство горячего почитания таланта Цоя его поклонниками. Вроде бы странно, что она появилась именно здесь – Цой никогда не жил на Арбате и даже не выступал здесь. Но арбатские завсегдатаи, узнав о трагедии, собрались в этом месте, чтобы почтить память лидера «Кино» и спеть под гитару его песни.
К ним присоединились многочисленные поклонники группы. В считанные дни стена покрылась душераздирающими надписями типа: «Витя, вернись!», рисунками с изображением Цоя и его фотографиями, а пространство перед ней практически утонуло в цветах. Такова душа Арбата, он может сделать своим даже человека, который здесь не жил.
В 2005 году, кстати, московские власти планировали на этом месте открытие скульптурного монумента в честь «певца перемен». Одно время у стены стоял даже гипсовый проект, изображающий Виктора Цоя сидящим на мотоцикле, и люди могли пожертвовать деньги на осуществление замысла. Местные жители, однако, единодушно выступили против, испугавшись перспективы бесконечных ночных встреч поклонников Цоя. Неприкаянный монумент до сих пор не нашел места.
Но обратимся теперь к дому № 37, частью которого является стена Цоя. Сейчас здесь располагается Московский окружной военный суд. Удивительно, что служащие здесь строгие люди в погонах с их любовью к бесконечному перекрашиванию не стали трогать cтену Цоя: Арбат способен смягчить даже самый суровый характер.
Вход в здание суда сделан не с Арбата, потому дом №37 кажется безжизненным, хотя и ухоженным. Вообще же этот дом самый старый из сохранившихся на Арбате. Некогда здесь под секретным надзором полиции здесь жил граф Василий Алексеевич Бобринский. Был он внуком великой императрицы российской Екатерины II и ее фаворита, графа Григория Григорьевича Орлова.
О внебрачном ребенке Екатерины и графа Орлова, Алексее Григорьевиче Бобринском, было известно лишь узкому кругу лиц, поскольку беременность Екатерина тщательно скрывала. Тем не менее, другой (официальный) внук Екатерины, Александр I, вероятно, был в курсе событий, поскольку позже оказывал покровительство Василию Алексеевичу Бобринскому. Последнего должны были сослать за недонесение полиции о декабристском обществе, но дело ограничилось полицейским надзором.
Посмотрим теперь на противоположную сторону улицы, на театр им. Евгения Багратионовича Вахтангова. Он был открыт в начале 20-х годов и первое время назывался «Третьей студией МХАТа». Театр фактически создал сам Вахтангов на базе своей студенческой студии. Учитель Вахтангова, Константин Сергеевич Станиславский, присутствовал на открытии театра и прочитал тогда стихотворение Пушкина «Пророк», как бы благословляя молодую труппу. Вскоре после открытия театра был поставлен и его легендарный спектакль «Принцесса Турандот» по пьесе Карло Гоцци, ставший фирменным знаком театра Вахтангова. Сам Евгений Багратионович ставил спектакль уже будучи смертельно больным, и о триумфе «Принцессы» ему сообщил по телефону Станиславский.
Памятник принцессе Турандот, который вы видите перед театром справа, был открыт в 1997 году, его автор – современный скульптор Александр Николаевич Бурганов, чьей руке принадлежат многие другие монументальные творения. Среди них – Пушкин и Натали на Старом Арбате, которые мы еще увидим, памятник Лермонтову, памятник основательнице Академии музыки Гнесиной, памятник Пушкину в Вашингтоне и т.д. Но не везет арбатским монументам: в 2001 году принцессе отпилили руку то ли охотники за цветными металлами то ли просто вандалы. С тех пор памятник тщательно охраняется.
Далее наш путь лежит в Старопесковский переулок, который отходит от Арбата вправо по направлению нашего маршрута. Чтобы почувствовать непостижимую логику арбатских лабиринтов, можно воспользоваться «секретным ходом». Сразу за домом 30 по правой стороне есть узкий проход через двор к замечательной церкви.
Пока мы приближаемся к замечательной церкви, стоит сказать о фонарях, которые «трассируют» старинную улицу. «Арбат офонарел» - грустно пошутил Булат Окуджава, когда на в середине 80-х на его любимой улице появились непонятно под что стилизованные светильники. Сейчас уже трудно представить Арбат без этих с медным отливом фонарей, так же как трудно представить, что еще 300 лет назад московские улицы ночью вообще практически не освещались.
История уличного освещения в Москве не столь длинна, как могло бы показаться - всего чуть более 270 лет. Законодателем была, как всегда, Европа: некогда был принят указ, что в темное время суток, для облегчения работы стражей правопорядка, горожане обязаны были ходить с ручными масляными фонарями.
Как стационарное средство освещения масляные фонари стали применять в Париже при Людовике XIV, а Россия к этому новшеству приобщились только при Петре I. Такие фонари давали очень тусклый свет, включались совсем ненадолго, а налоги с горожан за освещение собирали отдельно и притом немалые.
Для достижения большей яркости масло пытались заменить хлебным спиртом, но, как говорят, это был слишком ценный продукт для такого использования. Наконец, во второй половине XVIII века масляное освещение постепенно было заменено керосиновым и газовым. Электрическое освещение стало внедряться лишь в конце XIX века, с изобретением вольтовой дуги русским ученым Павлом Николаевичем Яблочковым. Оно появлялось постепенно, сперва только на самых главных улицах, в том числе и на Арбате.

МЕСТОПОЛОЖЕНИЕ ОБЪЕКТА

Информация по экскурсии "Аудиогид: Арбат"

Информация по экскурсии

Длительность: 2,5 ч
Длина маршрута: 3 км
Автор: Е.Усова
Читает: М. Берлина

Аудиоэкскурсия «Арбат» предлагает интересную прогулку по самой известной московской улице. За пару часов Вы узнаете как в этом уголке Москвы переплелись судьбы многих известных людей и литературных героев. Бобринский и Суворов, Пьер Безухов и Кот Бегемот, Рыбаков и Пушкин, Окуджава и Цой — о том, какую роль в их судьбе сыграл Арбат, Вы узнаете пройдя предлагаемый маршрут.


Что бы воспользоваться экскурсией,
Вам необходимо устройство

Под управлением iOS не ниже 5.1.1
или Android не ниже 4.0.1.



Предложения наших партнеров по Москве

В поисках московских замков

Приглашаю вас на экскурсию по очень красивому маршруту! Прогуливаясь от одного «дворца» до другого, вы узнаете о веке предпринимательства, когда

Автор: Юлия

Большая прогулка по маленьким переулкам. Групповая экскурсия

Вы готовы к тому, чтобы увидеть Москву такой, какой не видели никогда? Старинной, без современных домов, пустынной, с абсолютной тишиной,

Автор: Юлия

Патриаршие — легендарные дома и знаменитые жители

Приглашаю познакомиться с замечательными окрестностями Патриарших прудов. Вы увидите изящный особняк Рябушинского, культовую типографию Левенсона и действующую синагогу. Я покажу,

Автор: Мария

Московский Кремль для детей. Чудеса сказочной крепости

Мы познакомим детей с достопримечательностями Московского Кремля. В доступной форме расскажем историю возникновения Московского Кремля и то, какое значение он

Автор: Елена и Ольга

Посвящение в москвичи – Красная площадь для детей

Чтобы полюбить Москву и пройти посвящение в москвичи, нужно узнать историю города, постараться его прочувствовать и понять. А начнем мы

Автор: Елена и Ольга

Царицыно: театр архитектуры

Царицыно — самый грандиозный усадебный проект 18-го века, взбудораживший императрицу Екатерину II, но вскоре заброшенный и ставший романтической руиной. И вот сейчас, бывший пристанищем для

Автор: Юлия

Сокровища Кремля

Красавица Красная площадь, Александровский сад у стен Кремля, музеи-сокровищницы — Алмазный фонд и Оружейная палата — эти must-see места ждут

Автор: Ольга

Арбатские любовные треугольники

Сенсационные самоубийства, грандиозные скандалы, тайные страсти на фоне величавых особняков, в декорациях русского модерна и эклектики. Обо всем этом поговорим на экскурсии по арбатским переулкам.

Автор: Галина

Коломенское: были и небыли самого красивого московского парка

Коломенское — одно из самых загадочных и древнейших мест в Москве. А вместе с тем еще музей-заповедник под открытым небом.

Автор: Галина

Московское метро: подземный храм СССР

«У них дворцы для фараонов, а у нас дворцы для обычных людей» — крылатая фраза великого архитектора Алексея Душкина определила эстетический облик Московского метро

Автор: Юлия

Красная площадь за час

Красную площадь можно пробежать за 15 минут, но задержитесь подольше в этом уголке русской старины — и вам откроется вся

Автор: Юлия

Как делается телевидение

Жизнь в Телецентре «Останкино» кипит круглые сутки. Постоянно идут съемки и готовятся к выпуску телепередачи. Эта экскурсия — уникальный шанс

Автор: Ирина

Мастер и Маргарита. Роман с городом

"Мастер и Маргарита" — пожалуй, самое "московское" произведение. Город и текст настолько переплетаются, что их невозможно разделить. Мы будем заниматься

Автор: Светлана

Москва-Сити. Экскурсия-квест для детей от 10 до 18 лет

Если вы обожаете приключения, головоломки и прогулки по удивительным местам Москвы, самое время отправиться на экскурсию по настоящему небоскрёбу! На

Автор: Галина

Ежедневная прогулка по Москве

Многослойность московской истории сбивает с ног любого путешественника и виднеется в каждом закоулке центральных районов. На этой экскурсии вы узнаете, как город обрастал бронёй

Автор: Tripster

Городские легенды Москвы

Если верить авторам сборников мистических историй, в Москве обитает около 30 призраков, которые привязаны к определенным местам или заметным историческим

Автор: Галина