Отцы и дети Арбата (Арбат, 51)

В доме № 51 жил Анатолий Рыбаков, автор романа-трилогии: «Дети Арбата», «Страх», «Прах и пепел». Экранизированный в 2005 году, этот роман повествует о жизненных перипетиях героев, друзей детства, выросших на Арбате. Хронология охватывает десятилетие с 1933 по 1943 год. В романе изображена жизнь улицы Арбат глазами ее героев, одновременно – глазами автора, их современника: коммуналки 30-х годов, повседневный быт и атмосфера того времени, - в сущности, то, что окружало самого Рыбакова.
В то же время писатель весьма точно нарисовал портреты высшего сталинского руководства, включая самого вождя, изобразив его жестоким диктатором, который мог спокойно просматривать насильственно добытые ВЧК «признания». Роман был настолько правдивым, что его не решались опубликовать вплоть до 1987 года. Даже когда вышли в свет «Дети Арбата», тираж их был невелик, многие с ним познакомились по ксерокопиям и компьютерным распечаткам.
Дом № 51 описан Анатолием Рыбаковым не только в «Детях Арбата», но и в детской повести «Кортик». Для писателя он особенен во многих отношениях - здесь не только прошли его детство и юность, но также сформировалась его семья: в одной из коммуналок росла его будущая жена Таня, оставшаяся после сталинских репрессий без матери и отца. Вообще дом № 51 на Арбате считался пересыльным: как правило, людей отправляли сюда из Кремля, из 5-го Дома Советов, а отсюда – в лагеря, ссылки и тюрьмы.
Наконец, здесь же находился неоднократно упоминавшийся Рыбаковым кинотеатр «Арбатский Арс». Именно «арбатский», поскольку другой «Арс» существовал на Тверской. По воспоминаниям современников, в 30-е годы на Арбате было только 2 кинотеатра – «Арс» и «Карнавал», причем первый был самым дешевым. Билеты там продавались ненумерованные, и, когда двери перед сеансом открывались настежь, все рвались вперед, стремясь занять лучшее место. Эпизод, видимо, был настолько характерен, что его не обошел вниманием известный сатирик Михаил Михайлович Зощенко.
Пройдем чуть дальше и посмотрим теперь на более скромный по размеру дом № 53.
Это тот самый дом, о котором мы говорили еще в начале нашей прогулки, у Большого Афанасьевского переулка. Этот милый особняк был предметом договора по найму квартиры, заключенного между господином десятого класса Александром Сергеевым сыном Пушкиным и Никанором Ивановичем Хитрово.
За день до того, как порог дома переступила Наталья Пушкина, урожденная Гончарова, здесь состоялся прощальный мальчишник, на котором присутствовали поэт и его лучшие друзья. Те, кто видел Пушкина в тот вечер, говорили, что поэт был необыкновенно грустен, настолько, что его гостям было даже неловко. Солистка знаменитого цыганского хора Татьяна Демьянова оставила воспоминания о другом вечере, проведенном Пушкиным у Павла Воиновича Нащокина за два дня до свадьбы. Когда по просьбе поэта она начала петь романс, то через некоторое время увидела, что Пушкин рыдает, обхватив голову руками, как ребенок. Все кинулись к нему, спрашивая, что случилось, на что тот ответил: «песня мне не радость, а большую потерю предвещает». Пробыл поэт у Нащокина недолго, и вскоре уехал, ни с кем не прощаясь. В те дни случилось немало странных совпадений и предзнаменований: например, во время венчания Пушкин нечаянно задел за аналой, уронил крест, а при обмене кольцами одно из них упало. По воспоминаниям современников, Пушкин весь побледнел от этого, словно предчувствуя неладное.
Но, когда Пушкин и Наталья Гончарова приехали в этот дом после венчания, на пороге их благополучно встретили с образами князь Петр Андреевич Вяземский с 10-летним сыном и Павел Воинович Нащокин. Первые месяцы брака, проведенные здесь молодыми супругами, были одними из самых счастливых. Прожили они здесь, однако, недолго: заплатив за квартиру на полгода вперед, Пушкин был вынужден уехать вместе с женой в Петербург уже через 4 месяца. Причиной тому была его теща, сварливая и недовольная жизнью женщина, которая постоянно настраивала дочь против мужа, называя его жадным и ненавистным человеком.
После смерти Хитрово в доме № 53 жили купцы Патрикеевы, а после 1917 года здание перешло в муниципальный фонд и превратилось в обычную арбатскую коммуналку. В 20-е годы здесь находился Окружной самодеятельный театр Красной Армии, руководимый Виталием Леонидовичем Жемчужным, впоследствии актером и режиссером театра Мейерхольда. Здесь дебютировал и Эраст Гарин, будущая звезда кинематографа, которого тогда заметил и пригласил к себе Мейерхольд. Но НИКТО в то время не знал, что в этом доме когда-то жило «НАШЕ ВСЁ». О пребывании в доме Александра Сергеевича стало известно только в 1930 году, и вскоре на доме была установлена мемориальная табличка с памятной надписью. В 1986 году, после расселения коммуналок и долгой реконструкции, в годовщину пушкинской свадьбы, был открыт Музей-квартира Пушкина на Арбате.
С именем Пушкина связан и еще один дом – небольшой двухэтажный особняк под номером 42, который находится практически точно на противоположной стороне улицы. Здесь жила сестра известной московской красавицы Екатерины Ушаковой, возлюбленной поэта.
Уместно вспомнить и о более ранней хозяйке дома - графине Наталье Александровне Зубовой, занимавшей дом после своего замужества в начале XIX века. Графиня была также известна среди москвичей как «Суворочка», - такое ласковое прозвище дал ей ее отец, знаменитый полководец России Александр Васильевич Суворов.
Строгий полководец чрезвычайно нежно относился к дочери, писал ей письма из самых дальних походов. Наталья Александровна обучалась в Смольном институте и радовала отца своими успехами. Хотя среди смолянок она не отличалась ни особенной красотой, ни манерами, Екатерина II из-за внимания к заслугам ее отца назначила ее после окончания института своей приближенной фрейлиной. Отца ее это, однако, нисколько не обрадовало, напротив, он был обеспокоен не на шутку, зная, как быстро придворная атмосфера может испортить нравы благовоспитанной девушки. Рискуя разгневать императрицу, Суворов забрал дочь. Долго и тщательно он подбирал жениха, перессорившись со всеми дворянскими фамилиями, пока, наконец, не остановился на кандидатуре Николая Зубова, брате фаворита императрицы и впоследствии одного из убийц Павла I.
Во второй половине XIX века в доме жила другая, не менее известная особа, о которой мы уже упоминали - Елизавета Николаевна Киселева, урожденная Ушакова.
Она как раз и имела отношение к Пушкину, поскольку ее сестрой, Екатериной Ушаковой, поэт был очень увлечен. Настолько, что друзья поговаривали даже о скорой свадьбе. По воспоминаниям современников, Екатерина Ушакова действительно была красавицей: блондинка с пепельными длинными волосами и темно-голубыми глазами. Она очаровала Александра Сергеевича не только своей привлекательностью, но также и острым живым умом, будучи при этом на 10 лет моложе поэта. Одно время Пушкин стал появляться у Ушаковых с завидным постоянством, иногда по 3 раза на дню. Как вспоминает сын Елизаветы, Пушкин нередко приезжал верхом, а если ему случалось бывать на белом коне, то повторял слова гадалки, предсказавшей ему смерть то ли от белой лошади, то ли от белокурого человека. Вспомним, что Жорж Дантес действительно был блондином.
Вечерами Пушкин любил слушать рассказы старухи Ушаковой и записывать за ней русские народные песни, повторять и учить их напевы. В альбомах сестер он оставил немало стихотворений, рисунков и свой знаменитый т.н. «донжуанский список», включающий более 100 женщин и вызывающий до сих пор горячие споры в среде пушкинистов, поскольку некоторые зашифрованные инициалы остаются неразгаданными.
Как писала одна современница, Пушкин сопровождал Ушакову везде: на балах, на гуляньях и т.д., а когда случалось, что ее нет, то сидел целый вечер в углу, задумавшись, и ничто уже не могло развеселить его. Поэт был влюблен не на шутку, и возможно, если бы он не встретил на балу 16-летнюю красавицу Натали Гончарову, то дом-музей находился бы совсем в другом месте, напротив дома №53 стоял бы сейчас совсем другой памятник, а судьба Пушкина сложилась бы иначе. Но все произошло так, как это произошло, и союз Ушаковой и Пушкина не состоялся. Екатерина вышла замуж за Дмитрия Николаевича Наумова, хотя уже после смерти поэта. Перед смертью она приказала сжечь все его письма, что оставляет тень загадки на отношениях поэта и одной из первых красавиц Москвы.
В соседнем доме № 44 жил до конца 70-х годов советский поэт Николай Глазков, продолжатель хлебниковского направления в литературе.
Он мало издавался и никогда не выступал публично, хотя был широко известен среди ценителей литературы. В основном он известен как автор небольших стихотворений, часто миниатюр, поражающих своей лаконичностью и остротой. Поэта, к сожалению, сгубило пристрастие к алкоголю. Как вспоминают многие его знакомые, Глазков был чрезвычайно добрым и гостеприимным человеком. Всегда радуясь новому слушателю, он читал ему свои стихи, а если они еще писались, вел гостя на кухню, совал бутерброды, которые заготавливал заранее, велел варить кофе и ждать, когда он «отпишется». А нехитрый стих увековечил адрес арбатского поэта.
Живу в своей квартире,
колю свои дрова
Арбат, 44
Квартира 22.
Наконец, следующий дом, 46-й, - был построен в конце 20-х годов (время постройки выдает его стиль - конструктивизм) для одной из первых появившихся тогда в Москве телефонных станций.
Как и другие автоматические телефонные станции Москвы, Арбатская АТС была открыта в начале 30-х гг. Все мы знаем, что телефон был изобретен Александром Грэмом Бэллом, но какова же история собственно городских АТС? Еще до того, как в Россию пришел телефон, уже существовало широко распространенное и удобное в применении средство массовой связи - телеграф. Даже когда появились первые телефоны, телеграф выигрывал по качеству связи: он передавал информацию намного быстрее, в то время как соединения по телефону приходилось ждать часами, к тому же телеграф был удобен в передаче документов. Все это объясняет то, почему этим устаревшим сейчас средством связи на рубеже веков пользовались весьма активно все деловые люди, так, как сейчас бизнесмены пользуются факсами или сотовой связью.
Телефонные станции компании Белла стали появляться в России уже в 80-е гг XIX века, но они еще не были автоматическими. Связью руководили телефонистки, соединявшие номера через коммутаторы. Если коммутатор на момент требования абонента был занят и требовалось переключение, телефонистки громко переговаривались, выясняя, каким образом и куда переключать номер, что вызывало шум и неразбериху. Абонент мог прождать вызова более часа, а затем оказаться соединенным с совершенно незнакомым абонентом.
Проблема, конечно, была не в обсуживающем персонале, а в техническом прогрессе, вернее, в его отсутствии. Работа же у телефонисток была настолько сложной, что качественное обслуживание могло быть обеспечено жесткой трудовой дисциплиной. Она появилась с переходом московского телефона в руки Шведско-датско-русского акционерного общества. Были введены чрезвычайно строгие правила: телефонисткам запрещалось не только покидать зал в рабочее время, но и выходить замуж без разрешения администрации, а при огромной нагрузке выходной полагался только 1 раз в месяц.
К концу 20-х гг. труд несчастных «барышень» заменили автоматические телефонные станции. В России АТС строили сначала на оборудовании фирмы «Эрикссон», затем - на отечественном, разработанном на заводе «Красная Заря». В 1930 г. на Большой Ордынке вступила в строй первая АТС Москвы. В том же году были задействованы три АТС: Бауманская, Миусская и Арбатская. Наша следующая остановка совсем рядом – на перекрестке с Денежным переулком, у ресторана «Макдональдс».

МЕСТОПОЛОЖЕНИЕ ОБЪЕКТА

Информация по экскурсии "Аудиогид: Арбат"

Информация по экскурсии

Длительность: 2,5 ч
Длина маршрута: 3 км
Автор: Е.Усова
Читает: М. Берлина

Аудиоэкскурсия «Арбат» предлагает интересную прогулку по самой известной московской улице. За пару часов Вы узнаете как в этом уголке Москвы переплелись судьбы многих известных людей и литературных героев. Бобринский и Суворов, Пьер Безухов и Кот Бегемот, Рыбаков и Пушкин, Окуджава и Цой — о том, какую роль в их судьбе сыграл Арбат, Вы узнаете пройдя предлагаемый маршрут.


Что бы воспользоваться экскурсией,
Вам необходимо устройство

Под управлением iOS не ниже 5.1.1
или Android не ниже 4.0.1.



Предложения наших партнеров по Москве

В поисках московских замков

Приглашаю вас на экскурсию по очень красивому маршруту! Прогуливаясь от одного «дворца» до другого, вы узнаете о веке предпринимательства, когда

Автор: Юлия

Большая прогулка по маленьким переулкам. Групповая экскурсия

Вы готовы к тому, чтобы увидеть Москву такой, какой не видели никогда? Старинной, без современных домов, пустынной, с абсолютной тишиной,

Автор: Юлия

Патриаршие — легендарные дома и знаменитые жители

Приглашаю познакомиться с замечательными окрестностями Патриарших прудов. Вы увидите изящный особняк Рябушинского, культовую типографию Левенсона и действующую синагогу. Я покажу,

Автор: Мария

Московский Кремль для детей. Чудеса сказочной крепости

Мы познакомим детей с достопримечательностями Московского Кремля. В доступной форме расскажем историю возникновения Московского Кремля и то, какое значение он

Автор: Елена и Ольга

Посвящение в москвичи – Красная площадь для детей

Чтобы полюбить Москву и пройти посвящение в москвичи, нужно узнать историю города, постараться его прочувствовать и понять. А начнем мы

Автор: Елена и Ольга

Царицыно: театр архитектуры

Царицыно — самый грандиозный усадебный проект 18-го века, взбудораживший императрицу Екатерину II, но вскоре заброшенный и ставший романтической руиной. И вот сейчас, бывший пристанищем для

Автор: Юлия

Сокровища Кремля

Красавица Красная площадь, Александровский сад у стен Кремля, музеи-сокровищницы — Алмазный фонд и Оружейная палата — эти must-see места ждут

Автор: Ольга

Арбатские любовные треугольники

Сенсационные самоубийства, грандиозные скандалы, тайные страсти на фоне величавых особняков, в декорациях русского модерна и эклектики. Обо всем этом поговорим на экскурсии по арбатским переулкам.

Автор: Галина

Коломенское: были и небыли самого красивого московского парка

Коломенское — одно из самых загадочных и древнейших мест в Москве. А вместе с тем еще музей-заповедник под открытым небом.

Автор: Галина

Московское метро: подземный храм СССР

«У них дворцы для фараонов, а у нас дворцы для обычных людей» — крылатая фраза великого архитектора Алексея Душкина определила эстетический облик Московского метро

Автор: Юлия

Красная площадь за час

Красную площадь можно пробежать за 15 минут, но задержитесь подольше в этом уголке русской старины — и вам откроется вся

Автор: Юлия

Как делается телевидение

Жизнь в Телецентре «Останкино» кипит круглые сутки. Постоянно идут съемки и готовятся к выпуску телепередачи. Эта экскурсия — уникальный шанс

Автор: Ирина

Мастер и Маргарита. Роман с городом

"Мастер и Маргарита" — пожалуй, самое "московское" произведение. Город и текст настолько переплетаются, что их невозможно разделить. Мы будем заниматься

Автор: Светлана

Москва-Сити. Экскурсия-квест для детей от 10 до 18 лет

Если вы обожаете приключения, головоломки и прогулки по удивительным местам Москвы, самое время отправиться на экскурсию по настоящему небоскрёбу! На

Автор: Галина

Ежедневная прогулка по Москве

Многослойность московской истории сбивает с ног любого путешественника и виднеется в каждом закоулке центральных районов. На этой экскурсии вы узнаете, как город обрастал бронёй

Автор: Tripster

Городские легенды Москвы

Если верить авторам сборников мистических историй, в Москве обитает около 30 призраков, которые привязаны к определенным местам или заметным историческим

Автор: Галина