Крестовоздвиженский собор Брусенского монастыря

Длительность: нет данных
Язык экскурсии: Русский
Автор: LLC Your Audioguide

Крестовоздвиженский Собор входит в состав Успенского Брусенского женского монастыря. Монастырь основан при царе Иоанне Грозном и Коломенском епископе Феодосии в 1552 г. как мужской. В нем два храма: Успения Божией Матери (построен в 1552 г. на месте деревянного храма) и Храм в честь Воздвижения Животворящего Креста Господня... В середине XIX в., к 300-летнему юбилею монастыря, тщанием его настоятельницы игуменьи Олимпиады, был возведен пятишатровый Крестовоздвиженский собор с приделами в честь Казанской иконы Божией Матери и Святителя Иоанна Златоуста. Он закончен в 1855 и освящен в 1858 г. Проект разрабатывал архитектор А.С. Кутепов, но Присутствие департамента проектов и смет признало проект «неудовлетворительным по неблаговидности фасадов». В том же 1850 г. принят был проект В.Е. Моргана, который, оставив план без изменений, основательно переработал фасады. Этот проект и был реализован с некоторыми отклонениями. Одним из жертвователей на построение храма был Потомственный почетный гражданин, московский 1 -и гильдии купец, основатель (1845) торгового дома «Яков Ермаков с сыновьями» Яков Яковлевич Ермаков (1794-1869). В молодости он был крепостным Шереметевых (по рассказам современников, откупился за 50 000 рублей, жил в с. Мещерино (тогда Коломенского уезда, ныне Ступинского р-на Московской обл.). Его сын Флор Яковлевич был также жертвователем на благоукрашение монастыря. Собор обезглавлен в 1932 г. Матушку Олимпиаду в миру звали Ольгой. В детстве жила она в Киеве, и ее часто водили в Лавру. Монахи ее любили, и она охотно помогала им в огороде. А когда подросла, старцы посоветовали ей поступить в монастырь. Ольга охотно послушалась: к монастырской жизни она привыкла с детства, и она ей нравилась. В 1830 г. Ольга поступила в Ладин монастырь Полтавской епархии. На нее обратила внимание игумения, и вскоре (в 1835 г.) ее постригли в мантию с именем Олимпиады, и матушка игумения взяла ее к себе старшей келейницей. К игумении постоянно приходили сестры со своими нуждами, и матушка Олимпиада своей добротой, приветливостью и вниманием к каждой заслужила всеобщую любовь. Но ее невзлюбила казначея. Опасаясь, что могут возникнуть распри, матушка Олимпиада тайно ушла из обители и поступила в Аносину пустынь Московской епархии (1837). Здесь в первый год новоначальным не выдавали послушнической одежды. Они носили свое платье и подвергались испытанию на тяжелой работе. И только через год тех, кто выдержал, принимали в послушницы. Олимпиаду послали на кухню под начало кухарки, суровой и требовательной монахини, - колоть дрова, носить воду, чистить котлы. Платья и обувь износились, а до конца года было еще далеко. Потом матушка Олимпиада признавалась, что никогда ей больше не приходилось так молиться, как в это время. Случалось, когда зимой она становилась на молитву в своем нетопленом чулане, промокшие чулки примерзали к полу. Отдавшись молитве, она не замечала этого. Вскоре о ней в обители разнесся слух, что под видом испытуемой скрывается беглая монахиня. Узнал об этом митрополит Филарет и вызвал матушку Олимпиаду к себе. С полной искренностью открыла она ему свою тайну и произвела на него самое лучшее впечатление. Владыка благословил постричь ее в монахини и дать послушание церковницы. По уставу пустыни ради более удобного занятия Иисусовой молитвой сестрам не дозволялось зажигать в кельях огонь, кроме лампады. И так как Олимпиада любила каноны и акафисты, она стала их читать в соборной церкви перед чудотворной иконой Смоленской Божией Матери. Сестры присоединялись к ней и просили читать им вслух. Читала она прекрасно. Тогда игумения, не любившая Олимпиаду за то, что ей пришлось принять ее против воли, доложила митрополиту, что монахиня Олимпиада устраивает в соборе «молитвенные сборища». Митрополит вызвал ее к себе, увидел всю несправедливость нареканий и еще более укрепился в добром мнении о ней. И когда он решил восстановить древний Коломенский Брусенский монастырь, то на это дело благословил матушку Олимпиаду. Она стала настоятельницей в 1848 г. и поставила монастырь духовно и материально на большую высоту. Воистину чудным делом игумении было возведение каменного собора Воздвижения Креста Господня с приделами Казанской иконы Божией Матери и Святителя Иоанна Златоуста. Он был освящен в 1858 г. и стал вторым по размеру храмом города. Характера матушка Олимпиада была живого. Она любила сестер, они ей отвечали тем же. Когда во время ее предсмертной болезни надо было заставить ее принимать лучшую пищу, чем та, которая подавалась в монастырской трапезной, то единственный способ был сказать ей: «Это вам, матушка, принесла такая-то сестра». И матушка ела, чтобы не огорчить принесшую. Скончалась она тихо и мирно, далеко не достигнув старости, в 1873 г., и похоронена против церкви с правой стороны, при входе в монастырь. В советское время ее могила разорена, после открытия монастыря восстановлена. В 1878 г. Брусенским монастырем управляля игумения Серафима (Фон-Лескен, 1827-1893). 17 февраля 1878 г. мать Серафима была возведена в игуменский сан и определена в настоятельницы Брусенского Успенского монастыря в Коломне. Но в этом монастыре игумения Серафима пребывала недолго, менее полугода. Указом Святейшего Синода от 26 июня 1878 г. она была возвращена в Московский Рождественский монастырь на освободившуюся должность настоятельницы. Отец игумении Серафимы, барон Вильгельм фон-Лескен, дослужился в Российской армии до чина полковника. Его три дочери стали православными монахинями. Анна, старшая, родилась в 1826 г., через год - София, а в 1831 г. - Любовь. Родители дали дочерям высшее образование. Анна и Любовь окончили Николаевский, а София - Екатерининский институт благородных девиц в Москве. Сестры свободно изъяснялись на русском, французском и немецком языках. 2 августа 1869 г. старшая и младшая сестры, девицы Фон-Лескен, отрекшись от мирской жизни, поступили в число послушниц Московского Рождественского монастыря и были облечены в рясофор. Анне тогда было 43 года, а Любви 38 лет. Спустя 3 года, 20 мая 1872 г., в тот же монастырь пришла и их сестра София. В это время ее сестры уже были облечены в малую схиму. 2 августа 1869 г. была пострижена старшая, ей нарекли имя Анастасия, 2 мая 1872 г. младшая Любовь стала в монашестве Леонидой. Эти две сестры были особенно близки между собой. Монастырским послушанием Леониды стала продажа свечей, а Анастасию определили в письмоводители монастыря. Средняя сестра, София фон-Лескен, после прохождения трехлетнего монастырского искуса, 9 января 1875 г. была пострижена в монашество с именем Серафима. Она обладала незаурядными способностями и обратила на себя внимание духовного начальства. Всего через три года после монашеского пострига, 17 февраля 1878 г., мать Серафима была возведена в игуменский сан и определена в настоятельницы Брусенского Успенского монастыря в Коломне. 26 июня 1878 г. она была возвращена в Московский Рождественский монастырь на освободившуюся должность настоятельницы. Три сестры опять были вместе. Девять лет возглавляла мать Серафима эту святую обитель. За все время игуменства матери Серафимы ее сестры оставались на тех же рядовых послушаниях, что и при поступлении в монастырь. Это может свидетельствовать о принципиальности матушки, видевшей в монашестве средство спасения души, а не способ жить легко и комфортно. 12 мая 1887 г. игумения Серафима (Фон-Лескен) была награждена наперсным крестом. В дальнейшем она дважды удостаивалась благословения от Святейшего Синода. В 1887 г. игумения Серафима была переведена в настоятельницы первоклассного Вознесенского монастыря. Этот монастырь был значительно больше Рождественского. В 1883 г. в нем насчитывалось 63 монахини и 46 указных послушниц, к 1908 г. в монастыре было уже более 300 сестер. Настоятельницами этого монастыря назначали преимущественно представительниц дворянских родов. Предшественницей матушки Серафимы на этом посту была игумения Сергия (1871-1884), в миру княгиня Волконская. Игумения Серафима отличалась удивительной кротостью, сочетавшейся с любовью к порядку. Никто не видел ее обличающей кого-либо, никто не слышал от нее резкого слова. Она всегда была спокойна и благодушна, а если и выговаривала кому-нибудь, то это было скорее похоже на разъяснение. Ей было присуще редкое миролюбие. Игумения Серафима настоятельствовала в кремлевской обители около 6 лет, когда Господь призвал ее к Себе. Но сделать она успела много. При ней в Вознесенской обители была отреставрирована внутри и снаружи церковь Преподобного Михаила Малеина с приделом Феодора Пергийского (небесный покровитель Федора Романова - митрополита Филарета Никитича). Мать Серафима редко покидала родную обитель. Она очень любила церковную молитву и присутствовала практически на всех монастырских службах. За три месяца до смерти она тяжело заболела водянкой и уже не могла выстаивать богослужения в храме, тогда инокини вычитывали ей весь суточный круг богослужения в келье. Болезнь игумении усугублялась тем, что она не хотела, несмотря на настоятельные советы врачей, улучшить свой рацион питания и ослабить пост. Матушка Серафима не торопилась перевести к себе в Вознесенский монастырь своих сестер, хотя такая возможность у нее была. Перевод их последовал только 11 марта 1893 г., когда игумения уже почувствовала близкую кончину и желала проститься с родными людьми. Никто не посмел упрекнуть настоятельницу в «продвижении» своих родственников. Во время болезни она соборовалась и неоднократно причащалась Святых Христовых Тайн. Кончина ее последовала 8 апреля в 11-м часу вечера, тихая и спокойная, как и вся ее жизнь. Отпевание игумений Серафимы было совершено соборно епископами Дмитровским Александром (Светлаковым) и Можайским Тихоном (Никаноровым). Игумению Серафиму заменила монахиня Ангелина. При переводе из Аносиной пустыни митрополит Филарет приказал Олимпиаде выбрать из аносинских сестер себе помощницу. Выбор пал на близкую по духу монахиню Ангелину. В миру она звалась Гликерией и была дочерью няни аносинской игумений Евгении (Озеровой). Поступила в Аносину пустынь вскоре после ее основания и была келейницей матушки первоначальницы. В Брусенском монастыре сначала была казначеей... В 2005 году началось восстановление шатров Крестовоздвиженского Собора.

МЕСТОПОЛОЖЕНИЕ ОБЪЕКТА

Информация по экскурсии "Путеводитель по Коломне"

Коломна — город в Московской области, административный центр Коломенского района, единственный населённый пункт на территории городского округа Коломна. Один из древнейших и красивейших городов Подмосковья, крупный промышленный центр и транспортный узел, речной порт на Оке.

Условно город упоминается в Лаврентьевской летописи под 1177 год как уже существующий, однако по последним раскопкам основание города относят к 1140—1160 гг. В городе частично сохранился редкий памятник древнерусского оборонительного зодчества — Коломенский кремль.


Что бы воспользоваться экскурсией,
Вам необходимо устройство

Под управлением iOS не ниже 5.1.1
или Android не ниже 4.0.1.



Предложения наших партнеров по Коломне

Тайны и легенды Коломенского Кремля

Историю любого древнего города можно изучать нескучно: через предания и легенды! Они расскажут многое о реальном прошлом, русских правителях и смутных временах, старом

Автор: Маргарита

Кремль и Посад. Дыхание Истории

История и легенды неприступной крепости. Особенности фортификации. Тайны ненайденных сокровищ. Известные исторические личности, связанные с Кремлем и Посадом. Обо всем

Автор: Вера Анатольевна

Коломенский Посад

Когда вы увидели Коломенский Кремль и изучили главные монастыри этого города, стоит обратить внимание на ещё одно замечательное историческое место

Автор: Маргарита

Коломна литературная и не только

В Старой Коломне для вас громко прозвучит голос старины: на узких улочках, за мощными стенами Кремля, в нескучных рассказах об

Автор: Никита

Коломна. Обзорная экскурсия

Во время экскурсии вы познакомитесь с Коломной старой и новой, увидите, как эпохи нанизаны на самую длинную улицу города, словно

Автор: Вера Анатольевна

Очарование кремлёвских улочек

Прогулка по улочкам Коломенского Кремля — это погружение в атмосферу минувших эпох, в задушевность провинциального городка. У каждой улочки свой

Автор: Вера Анатольевна

Вся Коломна за два часа!

За два часа вы проследите всю историю Коломны: от старинных улиц, площадей и храмов до нынешних памятников. Заглянете в купеческие

Автор: Елена Валерьевна

Удивительная  Коломна. Большое путешествие

В этом путешествии объединены несколько экскурсионных программ. Оно рассчитано на неутомимых туристов-гурманов. Архитектурные памятники познакомят вас с историей Коломны от

Автор: Вера Анатольевна

Святые источники Коломны

Предлагаю посетить три святых источника Коломны. Красота окружающей природы, достойное обустройство источников, уютные деревянные срубы купелей — всё вместе создает

Автор: Вера Анатольевна

Святыни древней Коломны

Вы увидите не только популярные места Коломны, но и храмы, куда не заходят толпы людей. Многие из них откроют специально

Автор: Елена