Село Никольское, река Бездна

Исторически сложилось так, что древние татары и монголы в течение многих столетий жили и развивались в тесном контакте друг с другом. Когда образовалось Монгольское государство, то древние татары были вовлечены в систему управления кочевыми и оседлыми народами Монгольской державы. Поэтому более или менее подробно необходимо рассмотреть те аспекты истории монгольской государственности, которые особо значимы для понимания истории древних татар. Некоторые черты этой государственности будут присущи возникшим впоследствии татарским государствам.
К концу 12 в. монгольские племена расселились на обширной территории от верховьев Амура на востоке до верховьев Иртыша и Енисея на западе. Однако до конца 13 в. монголы "никогда не имели могущественного деспота - государя, который был бы правителем всех племен, у каждого племени был какой-нибудь государь и князь, и большую часть времени они друг с другом воевали, враждовали, препирались и соперничали, друг друга грабили".
Чингисхан родился в местечке Будун-Юлдук, расположенном в урочище Делиун-балдах в верховьях реки Онона (Шилки). Среди историков нет единого мнения относительно даты его рождения. Одни из них полагают, что Чингисхан родился в 1155 г., а другие - в 1162 году. В большинстве персидских и монгольских источниках содержатся сведения, позволяющие сделать вывод о том, что он родился в 1155 году. В 1227 г. китайский историк Ли Си -Чуань писал, что Чингисхан родился в году цзя - сюй. Этот год соответствует времени с 14 ноября 1154 г. по 3 ноября 1155 г. Персидский историк, высокообразованный ученый, знавший не только персидский, но и арабский, турецкий, монгольский и еврейский языки, Рашид ад - Дин Фадлаллах (1247-1318 гг.; в дальнейшем - Рашид ад - Дин) считал 1155 г. более вероятной датой рождения Чингисхана. Он служил ханским министром в Иране, "входившем тогда в состав Монгольской империи". Поэтому Рашид ад - Дин имел возможность использовать при написании своего труда обширный круг источников, многие из которых до наших дней не сохранились. Многие современные историки считают его труд по истории монголов наиболее заслуживающим внимания и доверия. Учитывая сказанное, я буду придерживаться версии Рашид ад - Дина относительно даты рождения Чингисхана.
Отца Чингисхана звали Есугай - баатур (имя дано в варианте переводчика "Сокровенного сказания монголов" С.А.Козина). Звание "баатур" ("багатур", "богатырь") носили предводители небольшого объединения людей, покинувших по тем или иным причинам свои роды. Есугай происходил из рода Борджигин - Кыят (словом "борджигин" или "бурджигин" именовали человека с карими глазами, а слово "кыят" означает - "ручей текущий из горы"). Друзья и двоюродные братья избрали Есугая предводителем своего рода и примкнувших к ним людей. Большинство представителей рода Борджигин - Кыят были бледнолицыми и кареглазыми. Кочевья этого рода располагались в долине реки Онона. Вокруг Есугая собралось примерно 15 - 16 тысяч человек.
Матерью Чингисхана была Оэлун (варианты: Олуэн, Оелен, Улун и др., слово "оелен" означает "облако"). Она была из рода олхонут (олкунут) из группы "черных татар". Есугай умыкнул ее у меркита Чиледу. Произошло это при следующих обстоятельствах.
Однажды во время охоты на птиц Есугай увидел в дали крытый возок. Рядом на коне ехал молодой мужчина. Есугай догнал их. Из разговора со всадником он выяснил, что мужчину зовут Еке - Чиледу. Оказалось, что он женился на девушке из рода олхонут татарского племени унгират. Свадьба состоялась на стороне невесты, и Чиледу вез жену в свое стойбище. Есугай заглянул в возок и поразился красоте молодой женщины. Задумав недоброе, он поспешно вернулся в стойбище и позвал на помощь двух своих братьев. Все трое погнались за Чиледу. Обогнув холм, Чиледу подъехал к возку. Оэлун сказала: "Разве ты не разгадал умысла этих людей? По лицам их видно, что дело идет о твоей жизни. Если останешься живым, жену себе найдешь, только назови ее моим именем. Спасайся, поцелуй меня и езжай!" В это время братья выехали из-за холма. Чиледу помчался, убегая от преследователей. Есугай повел за поводья лошадь Оэлун и привел ее в свое стойбище. Так он умыкнул жену у меркита Чиледу.
Когда после описанных событий прошло примерно 9 месяцев, произошли 2 события. Оба они имели непосредственное отношение к будущему Чингисхану. В то время шла война между монголами и древними татарами из группы "черных татар". Они совершали набеги друг на друга. Однажды на рассвете Есугай совместно с кераитами совершил нападение на татарский род уги (название прежнего этноса сохранилось в наименовании рода). Вождем рода был богатырь Темучжин (слово "темучжин" означает "лучшее железо"). Он яростно отбивался мечом от многочисленных врагов. Однако вскоре Темучжин захрипев упал: сзади на него накинули аркан, петля захлестнулась на шее, его связали и повезли в стойбище Есугая. Когда подъехали к его юрте, оттуда выбежала служанка и сообщила радостную весть: у Есугая родился сын.
Вечером того же дня казнили татарского богатыря Темучжина - Угэ. Смерть он встретил с достоинством, как и подобает сыновьям степей. До последней секунды богатырь "смотрел на всех с гордой презрительностью". Темучжин - Угэ умер, но его имя осталось на века. Дело в том, что Есугай назвал своего первенца его именем. Полное имя будущего Чингисхана звучало так - Тегрин Огюсен Тэмуджин. Бабка, принимавшая роды, обратила внимание на то, что мальчик родился, сжимая в правой руке запекшийся сгусток крови величиною с кедровый орех. Чей это был сын: меркита Чиледу или монгола Есугая? Дело в том, что по своему внешнему облику Чингисхан не был похож на монгола. Монголы были низкорослыми, коренастыми. Самые высокие из них имели рост 156 -160 см. У монголов широкие лица, большие скулы, глаза без верхних ресниц. У них очень редкая борода. Китайский историк Ли Си - Чуань в 1227 г. писал о внешности Чингисхана: “Он высокого и величественного роста, с обширным лбом и длинной бородой. Личность воинственная и сильная. Этот человек мужественен, решителен, выдержан“. У него были “кошачьи глаза“. Посол китайского императора Чжао Хун, посетивший в 1221 г. походную ставку командующего монгольскими войсками в Северном Китае Мухали, писал о том, что “Темучжин есть черный татарин“.
Большинство средневековых историков, писавших о Чингисхане, подчеркивали его необыкновенное самообладание, целеустремленность, полное отсутствие одностороннего увлечения чем бы то ни было, властный характер, отсутствие самодурства..
Когда Темучину исполнилось девять лет, отец повез его к родственникам своей жены, чтобы сосватать сыну невесту. По обычаю монголов, между помолвкой и свадьбой должно пройти 5 - 6 лет. В течение этого времени мальчик - жених находился в семье девочки - невесты и помогал по хозяйству. По дороге к стойбищу олхонутов из татарского племени унгират Есугай повстречал знакомого татарина из того же племени. Его звали Дэй. Разговорились. Есугай рассказал о цели своей поездки. Дэй пригласил его к себе в юрту, где Есугай с сыном переночевали. Есугаю понравилась десятилетняя дочь хозяина по имени Борте. Сватовство завершилось успешно. Есугай оставил у Дэя заводную лошадь, своего сына и поехал домой.
По дороге домой, в степи Шир - кыры, Есугай повстречал татар. Они отмечали какой-то праздник. Есугая мучила жажда, и он решил задержаться за праздничным столом. Татары узнали его. Они припомнили, что девять лет назад именно он убил татарского богатыря Темучжина - Угэ. Уезжая от них, Есугай почувствовал недомогание. Он еще трое суток был в пути. Доехав до дома, Есугай слег. Он попросил молодого парня по имени Мунлик поскорее привезти сына. Когда привезли Темучина, отца уже не было в живых. Остались лишь слова, сказанные им Мунлику: «Извели меня тайно татары, когда я заехал к ним по дороге».
У Есугая осталась большая семья: две жены, шестеро сыновей и одна дочь. От жены Оэлун у него было 4 сына: Темучин (9 лет), Хасар (7 лет), Хачиун (5 лет), Темуге (3 года) и дочь Темулин (в люльке). От второй жены Сочихэл было 2 сына: Бектер и Бельгутай.
После смерти Есугая родственники, а также служившие у него нукеры (воины) покинули его кочевья. Семья осталась одна: на попечении двух женщин семеро детей. Потянулись трудные дни. Женщины собирали съедобные коренья, а мальчики ловили рыбу, детской стрелой (годоли) охотились на птиц, ловили сурков.
Бектер и Бегультай очень часто отбирали у своих сводных братьев Темучина и Хасара то рыбу, то птиц, то сурков. Темучин и Хасар решили отомстить. Однажды, когда Бектер стерег коней и сидел на пригорке, к нему сзади подкрался Темучин, а спереди подошел Хасар. Оба держали свои стрелы наготове. Бектер умолял их пощадить его. Однако братья одновременно пустили свои стрелы в него и ушли. Так Бектер оказался первым человеком убитым будущим Чингисханом.
Родственники Сочихэл были возмущены убийством Бектера. Они внезапно нагрянули в становище Оэлун. Однако она и ее дети успели убежать в лес. Лес на склонах монгольских гор был очень густой. Если не знать звериных тропинок, то невозможно далеко пройти. Поэтому пришельцы не решились войти в лес. Они расположились на опушке и стали ждать. Прошло три дня. Голод вынудил Оэлун и ее детей выйти из леса. Родственники Сочихэл увели с собой Темучина. Тогда ему шел шестнадцатый год. В плену его содержали на положении раба: на шею надели кангу и запретили дважды ночевать в одной и той же юрте. Канга - это шейная колодка. Она состояла из двух складывающихся половинок, запираемых замком. Ее изготавливали из березовых досок длиной 71 см, толщиной 1,5 см. Темучин должен был упрашивать каждый день новых хозяев, чтобы его пустили переночевать. За это он помогал им по хозяйству.
Первую ночь полнолуния наступившего лета монголы встречали как праздник. Они собрались на берегу реки, плясали, пели песни. Темучина не взяли на праздник, оставили в юрте под охраной слабосильного парня. Когда праздник подходил к концу, и люди стали постепенно расходиться, он решил убежать. Темучин приблизился к охраннику сзади и сильно ударил шейной колодкой по голове. Тот потерял сознание и упал. Темучин побежал к реке. Светила полная луна, поэтому было светло как днем. По дороге Темучину удалось сломать замок и сбросить кангу. Через некоторое время охранник очнулся и поднял истошный крик. На крик сбежались люди. Они пошли вдоль берега реки искать беглеца. Темучин зашел в воду и лег на спину в неглубокой заводи. Старик по имени Сорхан - Шира издали заметил его и, подойдя ближе, сказал: “Вот это дело! За то, видно, ты и не мил своим братьям, что так хитер. Но не робей, так и лежи, а я не выдам“. Искали долго, но в конце - концов устали и решили продолжить поиск утром. Когда все разошлись, Темучин вылез из воды. Ночь была холодной. Темучин проголодался. И он направился к юрте старика, который спас ему жизнь. В юрте Сорхан - Шира еще не спали: переливали молоко, готовили кумыс. Когда Темучин переступил порог юрты, хозяин воскликнул: “Разве ты не понял, что я сказал тебе убираться? Зачем ты пришел?“. Страх старика объяснялся тем, что за укрывательство беглого раба полагалась смертная казнь. Но сыновья хозяина заступились за Темучина. Они спрятали его в телеге, нагруженной шерстью. Наутро поиск беглеца продолжился. Прочесав все окрестности, стали искать по юртам. Добравшись до юрты старика Сорхана, подошли к телеге, стоящей за юртой. Старик и его домочадцы побледнели от страха, но вида не подали. Двое парней залезли наверх и стали сбрасывать тюки шерсти. Затем один из них сказал: “В такую-то жару, как можно усидеть под шерстью?“Второй согласился с ним. И все ушли. Еще двое суток Темучин прятался под тюками шерсти. Дочь хозяина украдкой передавала ему еду и воду. Когда суматоха и страсти поулеглись, хозяин дал Темучину лошадь без седла, бурдюк с кумысом, сваренного барашка и отправил домой. Так старик Сорхан, сам того не подозревая, спас будущего Чингисхана.
Позже, уже став ханом, Темучин отблагодарил сыновей Сорхан - Шира. В 1206 году он отдал им земли меркитов вдоль реки Селенги.
Весной 1180 года Темучин поехал искать кочевье своей невесты Борте. Ее стойбище он нашел на берегу реки Керулен. Состоялась свадьба. На свадьбе теща подарила зятю соболью шубу. По приезду домой Темучин подарил эту шубу правителю кераитов хану Тогрулу. Хан принял подарок с благодарностью и признал Темучина своим названным сыном. Хан Тогрул обещал помочь ему в случае необходимости Вскоре такая помощь понадобилась.
Слух о женитьбе Темучина дошел и до кочевьев меркитов. К этому времени Еке - Чиледу не было в живых. Однако его младший брат Чильгир решил отомстить за своего старшего брата, у которого отец Темучина умыкнул жену. И он во главе 300 всадников отправился к стойбищу Темучина.
Однажды на рассвете служанка услышала топот коней. Она разбудила свою хозяйку Оэлун. Темучин и его братья побежали к лесу. В юрте остались лишь женщины. Меркиты долго искали Темучина. Когда не удалось его найти, они увезли с собой женщин: Оэлун, Борте с маленькой дочкой и служанку.
И на этот раз Темучин избежал смерти. Он испытал, по его же словам, “великий ужас“. Когда он несколько успокоился, поехал к кераитскому хану Тогрулу просить помощи. Тогрул обещал помочь, но посоветовал обратиться к предводителю соседнего монгольского племени. Пока велись переговоры, пока ждали наступления осени, прошло много времени - с апреля по декабрь. Лишь в декабре 40-тысячное войско отправилось в поход против меркитов. В составе войска были монголы, кераиты и онгуты. Объединенными войсками командовал онгут по имени Саба. Поскольку было холодно, то не стали переправляться через реку Хилок вплавь, а начали строить плоты. Меркитские рыбаки и охотники увидели их за этим занятием и сообщили своим.
Часть меркитов ушла в Барабинскую степь, а другая - к низовьям реки Селенги, впадающей с юга в озеро Байкал. Здесь их и настигли монголы и кераиты. Меркиты были разбиты. Темучин нашел свою жену. Монголы и кераиты поделили пленных меркитов и их имущество. Миловидных женщин забрали в наложницы, а остальных - в домашнюю прислугу.
Обоз с награбленным добром медленно двигался с севера на юг. Под конвоем вели пленных меркитов. Темучин оставил свою жену в обозе, а сам отправился с войсками вперед. Борте была в положении. Дело в том, что, когда ее привезли к меркитам, богатырь Чильгир превратил ее в свою наложницу. Так он отомстил за своего брата Еке - Чиледу. Ночной прыжок с телеги, встряски на ухабах по пути домой привели к преждевременным родам. Было очень холодно, а путь был далеким - 300 км. И чтобы сохранить младенца, его завернули в тесто, оставив лишь глазки, ротик и носик. В таком виде его и внесли в юрту Темучина. Увидев такое странное существо, Темучин воскликнул: “Что это за джучи у нас?“Слово “джучи“означает “гость“. Младенца так и назвали - Джучи (Чжочи). Темучин признал его своим сыном, хотя фактическим отцом был меркитский богатырь Чильгир. Другие сыновья Чингисхана обзывали Джучи “наследником меркитского плена“.

На подступах к трону великого хана
Процесс формирования любого государства протекает медленно и проходит через определенные фазы. Однако на каком-то этапе он ускоряет свой бег. В истории складывания монгольской государственности такой период пришелся на 1201 - 1206 годы.
В течение 11 лет (1185 - 1196) Темучин находился в плену у чжурчженей (маньчжуров). В исторических источниках нет сведений об обстоятельствах пленения. Известно только, что из 13 тысяч людей, группировавшихся вокруг него до пленения, осталось лишь 2600 человек. После возвращения Темучина из плена, к нему вновь стали приходить люди из разных родов.
Темучин создал из них небольшой, но дисциплинированный отряд. Курени (подразделения внутри рода), жившие поблизости, стали примыкать к его семье.
В 1201 году главы шести куреней собрались на берегу Онона и избрали Темучина своим ханом. Шаман Теб - Тенгри (Кэкчу) сообщил собравшимся о том, что само Вечное Небо - Тенгре послало его им. Поэтому он, Теб - Тенгри, дает ему, Темучину, новое имя – Чингис: “ниспосланный небом“(“пожалованный небом“).
Так Темучин распрощался со своим татарским именем и стал Чингисханом.
Пока Чингисхан не был правителем государства, а являлся военным предводителем на него были возложены такие обязанности, какие обычно возлагались на предводителя небольшого союза племен. За эту службу ему обещали выделять долю из военной добычи.
В 1206 г. на берегу Онона собрался общемонгольский хурал (съезд, собрание). На него съехались “лучшие люди“монгольских родов и племен, представители нарождающейся монгольской аристократии, сыновья и остальные родственники Чингисхана. Они собрались в специальной юрте для проведения хурала. Это была неразборная юрта огромных размеров. Она вмещала 2 тысячи человек. Пока шло совещание монгольской знати, его результатов в степи дожидалось войско.
Знать избрала общемонгольским ханом Чингиса и присудила ему титул “ха - хана“. “Ха - хан“- это монгольская транскрипция слова “каган“- “император“. Полный официальный титул Чингисхана звучал так: “Владыка мира, ниспосланный богом Чингис хан“. В соответствии с четырьмя временами года ставка - резиденция Чингисхана располагались в четырех пунктах. Одна из них считалась главной, базовой, а другие временными, сезонными. С 1220 г. главная ставка Чингисхана располагалась в местечке Кара - корум (по - тюркски так, а по - монгольски Хара -Хорин). Местность свое название получила от речки Кара - корум, протекающей от нее к западу. Эта местность находилась на восточной стороне Хангайского хребта, между реками Орхон и Тамир. Здесь издревле находилась ставка правителя того племени, которое господствовало в степях Монголии.
В начале 13 в. была создана общемонгольская судебная система. Государство поощряло у своих подданных верность своему слову, преданность, стойкость в бою. Через судебную систему оно карало их за измену, проявление трусости и т.д. и т.п.
Основной кодекс права Монгольской державы сыграл большую роль в жизни не только монголов, но и тех народов, которые впоследствии вошли в состав населения Золотой Орды. Благотворное влияние законодательства на нравы жителей Монгольской державы подтверждается свидетельствами европейских путешественников Плано Карпини, Вильгельма Рубрука, китайского генерала Мэн -хуна, арабского историка Ибн - Батуты и др. Плано Карпини писал: "Между ними (монголами) не было ссор, драк и убийств; друг другу они относились дружески и потому тяжбы между ними заводились редко; жены их были целомудренны; грабежи и воровство среди них неизвестны". Степень исполняемости законов зависела от нескольких факторов. Во-первых, сам Чингисхан и его сыновья строго соблюдали законы и принуждали чиновников поступать подобным же образом. Во-вторых. основные принципы, на которых покоились законы, органически вытекали из сущности древних обычаев, нравов, традиции народов. В-третьих, за нарушение законов виновных неукоснительно подвергали наказанию.
Как и прежде, при Чингисхане монгольская армия была ополчением вооруженного народа. В то же время Чингисхан ввел весьма существенные изменения в порядок комплектования. организации войска, а также в стратегию и тактику ведения боя.Если прежде комплектование войска велось, преимущественно. на основе принципа родо-племенного деления, то при Чингисхане приоритетным стал территориальный принцип формирования армии. Чингисхану удалось соединить воедино организацию войска с системой управления народом.
Монгольская армия была организована на основе десятичной системы. возникшей в глубокой древности у хуннов. Главное преимущество этой системы состояло в том, что она соответствовала социальной организации населения. Темникам (генерал-губернаторам) подчинялись нойоны-тысячники. В 1206 г. Чингисхан назначил 95 нойонов-тысячников. Четырнадцать из них были татарами. Темников и нойонов-тысячников назначал великий хан.Нойонам-тысячникам подчинялись сотники, а сотникам - десятники. Сотников и десятников выбирали сами воины. При этом учитывались индивидуальные качества, как "храбрость, удаль, отвага, выносливость, физическая сила"
В составе монгольской армии было учреждение, напоминающее, хотя и весьма отдаленно, современный генеральный штаб. Называлось оно юрт-джи. Служащие этого учреждения именовались юртджичи. Они занимались организацией сбора информации о противнике, ее систематизировали и анализировали, а затем докладывали главнокомандующему.
за сравнительно небольшой отрезок времени Чингисхану удалось создать дисциплинированную, хорошо организованную и исключительно боеспособную армию.
На курултае 1206 года Чингисхан объявил о создании личной гвардии численностью 1000 человек. По-монгольски гвардия называлась кэшик. В кэшик набрали одних богатырей. Они ездили на конях вороной масти. Со временем численность гвардии Чингисхан довел до десяти тысяч. В мирное время гвардейцы охраняли ставку Чингисхана, а во время решающих сражений воевали в составе войск Центра. По велению Чингисхана любой гвардеец по своему положению был выше любого армейского командира. Армейским командирам запрещалось спорить или ссориться с любым гвардейцем. Если кто допускал такое, то ответственность возлагалась на его командира. Гвардейцы были подсудны лишь самому Чингисхану. Первым командиром "тысячей храбрых" был тангут Цаган. Его с пятнадцатилетнего возраста воспитывала жена Чингисхана Борте как приемного сына. Уже после смерти Чингисхана, в период правления Огодая, Цаган был назначен генерал-губернатором Китая. Ему же подчинялись все царевичи, монгольская высшая аристократия (царевичи, царевны, князья и принцы различных категорий и ступеней, зятья и шурины) состояла из потомков Чингисхана и многочисленной прослойки их родственников. Она именовалась общим названием "Дом Чингисхана".Чингисхан создал такую систему государственной власти, которая базировалась на беспрерывном завоевании различных племен и стран. Причем к этому было приспособлено не только войско, но и весь государственный аппарат. Опираясь на него, Чингисхан превратил степи Центральной Азии в обширное поле битвы. Поражение одних татарских родов и племен, добровольный переход других на сторону Чингисхана весьма существенным образом повлияли не только на военно-политическую ситуацию в Центральной Азии, но и на этническую. Окрыленный победами над частью татарских родов, Чингисхан усилил натиск на другие тюркоязычные племена. Многие из них были согнаны со своих земель и вынуждены были уйти на запад.Таким образом, к 1209 году этнополитическая ситуация в Монголии и сопредельных с ней территориях резко изменилась. Все роды и племена, жившие на указанной территории, определили свою позицию по отношению к Чингисхану. Одни из них покорились, а другие проявили непокорность и были разгромлены, от них остались лишь одни осколки. Оставшиеся в живых были расселены по монгольским семьям, подобно пеплу на ветру. Во многих случаях они послужили этноматериалом при формировании новых народов. С того времени началась новая полоса взаимоотношений между монголами и тюркоязычными племенами. Прежде достаточно пестрый в этническом отношении состав населения Монголии стал почти однородным. Место тюркоязычных народов заняли монголоязычные. Объединив их под своей властью, Чингисхан дал им новое общее имя. До него общесобирательным наименованием для монголоязычных племен было биде. Чингисхан повелел впредь именовать их монголами. Численность монголов в период его правления составляла примерно 400 тысяч душ. Монголам были предоставлены существенные привилегии. Что касается татар, то их взаимоотношения с монголами не оставались неизменными. С образованием Монгольского государства многие стороны их общественной жизнедеятельности были вплетены в общественно-политическую систему этого государства. Военная сторона их жизнедеятельности оказалась привязанной к колеснице военной организации Монгольской империи. Этноним "татары" получил широкое распространение в мире не от того, как утверждают некоторые историки, что татары "катились" впереди этой колесницы, а благодаря своим этническим свойствам, своему величию и могуществу. Не случайно Рашид ад-дин (1247 - 1318 г.г.) особо подчеркивал: "Из-за (их) чрезвычайного величия и почетного положения другие тюркские роды, при (всем) различии и разрядов и названий стали известны под их именем и все назывались татарами".
За сравнительно короткое время Чингисхану удалось сломить сопротивление большинства тюрко-язычных родов и племен и стать фактическим гегемоном на всей территории Монголии. На начальном этапе успеху Чингисхана способствовали не только храбрость и военная выучка монгольских воинов, но и очаговое расселение древне-татарских родов и племен, представляющих в то время реальную силу, способной противостоять монголам, а также их разобщенность и открыто враждебное отношение друг к другу.
Военно-политическая деятельность Чингисхана привела к значительным этническим перемещениям и открыла новый важный этап в истории тюрко-язычных народов Центрально-азиатского историко-культурного региона. Вытеснение тюрко-язычных народов из Монголии, в т.ч. и древне-татарских родов и племен и их движение на запад носило волнообразный характер.
Продолжаем свой рассказ о Чингисхане. Завершив покорение отдельных родов и племен на территории Монголии и сопредельных землях, Чингисхан продолжил завоевательную политику и столкнулся при этом с мощью крупных государств и прежде всего Китая. Иными словами, тем самым завершился переход от межэтнических столкновений, основанных на родо-племенных началах, к крупномасштабным межгосударственнымвойнам. Соответственно к прежней цели - захватить военную добычу - добавилась новая, а именно: диктовать свою волю другим государствам. Начался период монгольских завоеваний, в ходе которых монголы не только вышли на историческую арену, но и всколыхнули многие народы на огромных просторах Евразии.Весной 1211 г. общемонгольские войска собрались в сборном пункте недалеко от реки Керулен. После генерального смотра готовности воинов к дальнему походу Чингисхан повел их на юг. Вместе с ним в поход отправились его сыновья Джучи, Чаадай, Огодай и Толуй. Младший сын Толуй был при отце, а остальные командовали отдельными отрядами.
Обойдя пустыню Гоби с восточной стороны и преодолев расстояние более 700 км, монгольские войска, а также войска вассальных родов и племен подошли к воротам в Длинной стене (совр. Великая китайская стена). Правитель онгутов, охранявших ворота, по предварительной договоренности, беспрепятственно пропустил войска Чингисхана на территорию Китая.Чингисхан пытался оправдать, как и в случае с татарами, тем, что нужно им якобы отомстить “за прежние, причиненные монголам, обиды“. Так Чингисхан создавал “образ врага“. Воскрешая старые обиды, он внедрял в сознание своего народа мысль о том, что его цели являются благородными и вполне справедливыми - обычная тактика любого агрессора. Для этого любые провокации хороши. Вплоть до убийства послов, что и было сделано в Средней Азии.Как и прежде бывало перед дальними и крупными походами, в юрте Чингисхана собрался Великий семейный совет. На нем присутствовали его сыновья, ближайшие родственники, крупные военачальники. На совете участвовали и жены Чингисхана. После того, как Чингисхан сказал о своем твердом намерении проучить хорезмшаха Мухаммеда и отомстить ему за убийство посла и посольских людей, слово взяла его любимая жена Есуй, дочь татарина Еке-Церена. Она напомнила о том, что в мире ничто не вечно, и может случиться так, что и владыка Востока может погибнуть. “Тогда твой народ, - сказала она, - развеется подобно семенам конопли. Кому же ты завещаешь свое царство? Чье имя назовешь ты из четверых твоих витязей?“
Выслушав ханшу, Чингисхан сказал: “Даром что Есуй - женщина, а слово ее справедливее справедливого. А я-то забылся: будто бы мне не последовать вскоре за праотцами. Итак, старший мой сын Джучи, что скажешь ты? Отвечай!“
Не успел Джучи открыть рта, как его упредил Чаадай и стал говорить: “Ты, отец, повелеваешь первому говорить Джучи. Уж не хочешь ли ты этим сказать, что оставляешь вместо себя Джучи? Как можем мы повиноваться этому наследнику меркитского плена?“(20; 129). После этих слов братья соскочили со своих мест и схватились за грудки. Однако родственники успели их разнять. Они долго укоряли Чаадая. Затем к сыновьям обратился Чингисхан: “Как вы смеете подобным образом отзываться о Джучи! Впредь не смейте произносить подобных слов!“
Джучи и Чаадай в конце-концов высказались за то, чтобы отец оставил вместо себя в Монголии Огодая. Они обещали вместе служить ему. На это Чингисхан сказал: “К чему же непременно парой? Мать-земля велика. Много на ней рек и вод. Скажите лучше - будем отдельно друг от друга править иноземными народами, широко раздвинув отдельные кочевья“. И начались великие завоевания соседних земель, но споткнулись на землях Нижнего Поволжья, на ДештиКипчак – степях кипчаков.
Кипчаки вели кочевой образ жизни. Они кочевали круглый год и были необычайно подвижными. За гол кипчаки проходили 1000 - 2500 км. Все свое время они проводили на двухколесных повозках и на лошадях.
До VIII - IX вв. кипчаки кочевали в районах Западной Сибири. Позже они откочевали в степи Южного Приуралья. В начале 11 в. кипчаки появились в Нижнем Поволжье.
Это был очень многочисленный народ и распадался на множество племен. Все кипчакские племена были объединены в две группы - восточные и западные кипчаки. В русских источниках они обозначены как Белая Кипчакия и Черная Кипчакия. В состав восточных кипчаков входили племена, жившие на территории от Иртыша до низовьев Волги. Их военно-политическим центром был город Саксин, куда они прибывали на зимовки. Саксин (Саджин) располагался в низовьях Волги. Здесь жили, кроме кипчаков, потомки древних хазар, евреи, булгары и др. Это был важный торговый центр в Нижнем Поволжьи.
В состав западных кипчаков входили племена, кочевавшие в районах Дона, Северного Донца, Крыма и Прикубанья.Огромные степные просторы от западных склонов Алтайских гор до Днепра именовались арабскими и персидскими географами и историками средневековья географическим названием Дешт- и Кипчак (слово “дешт“с персидского языка на русский переводится как “пустыня, степь“). Эта обширная область делилась на две части - восточную и западную. Восточная часть простиралась от Алтайских гор до Яика (р. Урал) и включала в себя степные зоны Западной Сибири, Казахстана, а также низовья Сыр-Дарьи. Западная часть Кипчакской степи тянулась от Яика до Днепра.
В 8 в. Кипчакская степь была зеленой, цветущей. Здесь произрастали такие влаголюбивые древесные породы, как ольха, орешник.
Осенью 1220 г. Субетай переправился со своим туменом (слово “тумен“происходит от хуннского слова “тима“- “десять тысяч“) через Сыр-Дарью и вторгся в пределы широко раскинувшейся Кипчакской степи. Субетай вышел к берегам Эмбы и Иргиза. На берегах этих рек располагались основные кочевья восточных кипчаков. В то время восточные кипчаки были в союзнических отношениях с башкортами. Кипчаки и их союзники проиграли генеральное сражение, но не были уничтожены. Ночью они ушли: башкорты - на север, а кипчаки - на юго-запад, к низовьям Волги.
Преследуя кипчаков, Субетай направился на юг. Со своими войсками он остановился в степях Северо-Восточного Прикаспия на зимовку ,разведчики выяснили, что к Саксину на зимовку съехалось очень много кипчакских родов, а тумен Субетая сильно поредел, поэтому Субетай отправил гонцов к Чингисхану, который зимовал в низовьях Сыр-Дарьи, с просьбой прислать подкрепление и с изложением своего плана по разгрому саксинских кипчаков. Суть плана состояла в следующем. С востока, из районов Заволжья, Субетай должен был теснить кипчаков. В это время войска, посланные на помощь, должны были путем обходного маневра занять переправы на правом берегу Волги и не дать возможности кипчакам уйти на запад.

Таким образом, суть стратегического плана Субетая состояла в том, чтобы ударить по кипчакским войскам с тыла. Кипчаки обратились к соседним народам за помощью.Встретившись с огромной русско-кипчакской армией, Субетай применил излюбленную тактику хуннов. От основной части войск внезапно отделился небольшой отряд, состоящий из самых искусных воинов. На большой скорости всадники приблизились к русским войскам. На какой-то миг они остановили лошадей, выпустили тучу стрел. Затем быстро развернули лошадей и пустились наутек. Русские князья восприняли это как слабость и пустились за ними в погоню. Гнались за татарами и монголами целый день. Так повторялось в течение 12 дней. За это время татары и монголы решили двуединую задачу: во-первых, растянули русско-кипчакские войска по степи, во-вторых, подобрали удобное для решающего сражения место. Момент развязки неумолимо приближался.Через приазовские степи по сей день течет небольшая речушка под названием Калка. Она имеет низкие берега и впадает в Азовское море.
Здесь и произошла история, которая в учебниках описана как битва при Калке, когда предательство русских князей привело к разгрому войско и к гибели всех.После тяжелой, изнурительной битвы на Калке Субетай увел свои войска в степи между реками Терек и Сулак. Здесь были прекрасные пастбища. Остаток лета и начало осени татары и монголы провели в этих степях. Отдохнули сами, дали отдохнуть и лошадям. Чистили и точили оружие.
По заранее определенному замыслу Джучи должен был напасть на Волжскую Булгарию с востока, а Субетай с запада. Субетай был уверен, что Джучи уже вторгся во владения Булгарии. Однако ситуация была несколько иной.

Царю Волжской Булгарии Чельбиру удалось через купцов установить контакт с Джучи и выявить его “болевые точки“. Оказалось, что Джучи был весьма недоволен тем, что отец выделили ему Кипчакскую степь, край бедный, а другим сыновьям - богатые земли. Джучи претендовал на Хорезм, Персию и Закавказье. Чельбир обещал оказать военную помощь для осуществления этих замыслов. Взамен Джучи согласился воздержаться от нападения на Волжскую Булгарию. Поэтому Субетай и не получил поддержку с востока.Первый натиск был отражён. Но Чингисхан был упорен, и еще дважды накатывались орды войск на земли Булгарии, а тактика «разделяй и властвуй» вновь сыграла свою роль – и в 1236 году не смогли выставить единого войска рассорившиеся и разрозненные города булгар.

МЕСТОПОЛОЖЕНИЕ ОБЪЕКТА

Информация по экскурсии "Казань 2"


Что бы воспользоваться экскурсией,
Вам необходимо устройство

Под управлением iOS не ниже 5.1.1
или Android не ниже 4.0.1.



Предложения наших партнеров по Казани

За что стоит полюбить Казань

На экскурсии я расскажу, за что стоит полюбить Казань — место пересечения традиций и современности, Востока и Запада. Я объясню,

Автор: Sergey

Казанский Кремль сквозь века

На этой экскурсии вы откроете своеобразие историко-архитектурного комплекса, одного из красивейших архитектурных ансамблей России и памятника всемирного наследия ЮНЕСКО. Вы

Автор: Александр

Красавица Казань в вечерних огнях

Ночные огни невероятно подчёркивают необычные, яркие контрасты Казани. И дело здесь не только в подсветке — в тёмное время суток очертания города преображаются. Белые стены

Автор: Людмила

Речная экскурсия в остров-град Свияжск

На небольшой моторной лодке с настоящим капитаном мы проедем к красивому острову Буяну, на котором расположен град Свияжск — колыбель

Автор: Лариса

Легенды и загадки Казани

Прогулка по центру Казани станет для вас легким погружением в историю города, вы увидите самые красивые и важные достопримечательности –

Автор: Ольга

Кто такие татары

На экскурсии по Старо-татарской слободе вы узнаете историю коренных жителей Казани — татар — об их образовании, занятиях, культуре, вере

Автор: Дина

Старо-татарская слобода. Город в городе

Старо-татарская слобода — практически район-музей, где входная дверь каждого дома — портал в историю Казани и татарского народа. Вы погуляете по уютным улочкам «города в городе», увидите

Автор: Дарья

Контрасты Казани на автомобильной экскурсии по городу

Обозревая город из окна автомобиля, за короткий промежуток времени вы сможете познакомиться со всем историческим дореволюционным центром города и объектами

Автор: Александр

Диалог об архитектуре, религии и выдающихся деятелях Казани

На экскурсии вы увидите архитектурное, религиозное и историческое наследие Казани, разберетесь в особенностях татарской и русской архитектуры, откроете соседство двух

Автор: Александр

Остров-град Свияжск

Свияжск — это живописный, тихий остров вверх по Волге от Казани. Раньше его еще называли круглой горой, ведь берега его

Автор: Александр

Познавательный квест «Восточная шкатулка»

Квест в увлекательной форме познакомит вас со Старо-Татарской слободой, одним из самых уникальных районов Казани, которого не коснулась современность, который

Автор: Зарема

Раифа, Свияжск, Вселенский храм

За один день вы увидите самые выдающиеся достопримечательности в окрестностях Казани: посетите Раифский монастырь, полюбуетесь красивой природой заповедника, познакомитесь с

Автор: Лариса

Познавательный квест «Тайны казанского Арбата»

Если вам не хочется слушать рассказы экскурсовода и придерживаться определенного маршрута, тогда наш квест — то, что вам нужно. Он

Автор: Зарема

Старая Казань

Чтобы открыть старинную, русскую, часть города, которая была здесь со времен пришествия сюда Ивана Грозного, местами неотреставрированную и не совсем

Автор: Наталия

Познавательный квест «Жемчужина Поволжья»

Квест по Кремлю и улице Кремлевской — это своеобразное путешествие во времени. Он познакомит вас с историей Казани 16-20 веков.

Автор: Зарема

Фотопрогулка по живописной Казани

Разнообразие архитектурных стилей, контрасты и яркие краски городских построек делают Казань местом, где вы получите большое удовольствие от фотопрогулки. Этот город с богатым культурным,

Автор: Айрат