Прямой участок дороги длинной 19км

Повествование о государстве Волжская Булгария, о Чингисхане

Автор XII в. Гази-Баба справедливо заметил: “Не буду судьей описываемого, ибо не видел этого сам”. Действительно, никто из ныне живущих не может описать события древности и средневековья как очевидец. Современному историку приходится иметь дело не с самими событиями, а с их отражением в исторических источниках. Недостаточность фактических данных о древнейшем периоде человечества, фрагментарность и противоречивость наличных сведений неизбежно порождают проблему достоверности. Проверить достоверность того, что сообщается в письменных источниках не всегда представляется возможным. Во многих случаях более поздние комментаторы толковали источники в духе своего времени. В некоторых случаях удается определить степень достоверности фактов, отраженных в источниках, путем сравнения с данными археологии. Тем не менее указанная проблема остается. Перед историком всегда встает проблема выбора той или иной версии события, зафиксированного в различных источниках. Поэтому, перефразируя известное изречение, можно сказать: “Бойтесь историков, говорящих и пишущих от имени науки или истины в целом”.

О древнейшем периоде истории предков древних булгар информация сохранилась в мифах, легендах и преданиях восточных народов, особенно в сказаниях Синдов и шумеров.

К числу ранних письменных источников по истории древних булгар относятся дошедшие до наших дней отрывки из труда сирийского писателя III в. Мар-Абас Катины. Автор употребляет этноним “булгары” и сообщает о том, что между 149 и 127 г. до н.э. булгары вторглись в Армению.

В латинском переводе греческой “Хроники”, в которой описание событий заканчивается 257 г., содержится этноним “булгары“. В оригинальных трудах латинских писателей этноним “булгары” встречается в первой половине VI в. В частности, о древних булгарах содержатся сведения в произведениях Комиса Марцелина и Иордана (первая половина VI в.).
Разговор начнем с выяснения древнейших географических названий. Начало пространственного обзора – Поволжье и Приуралье. В глубокой древности территорию между Волгой и Уральскими горами Ираноязычные народы называли Ура, а Тюркоязычные – Арали (перевод: Горы золота). Позже Поволжско-Уральский регион стали именовать Идель. Структура слова “идель” такова: иде – семь и эль – племя, народ. Перевод: союз семи племен (1). Когда слово “идель” стали употреблять для обозначения государственного образования, возникшего в этом регионе, территорию между Волгой и Уралом стали именовать Старый Туран.
Речную систему от устья Волги до впадения в нее р.Камы, далее р.Каму до устья р.Белой и далее саму р.Белую в древности называли Ра.

Таким образом, в древности Поволжье и западное Приуралье представляли единый историко-культурный регион. Он явился общим домом предков многих народов.

Говоря об истории болгар, мы обратим свои взоры на восток, ведь именно там, в центральной Азии, быт тот котёл, где создавались многие этносы тюркских народов. Среди них были хунну, которых в Европе назвали гуннами. В 155 году новой эры часть тюркских племён отправилась на запад, увлекая с собой многие роды и племена. Что послужило причиной – сказать сложно, версий существует несколько. Эпидемия чумы, от которой бежали куда могли, или участившиеся столкновения из-за мест водопоя скота, или набеги соседей-китайцев, а возможно, и все сразу…Как бы то ни было, великое переселение народов началось… Вместе с хунну были увлечены и булгары, которые дошли до Западной Римской империи, участвовали в её разгроме. После этого многие остались в Европе, кто-то вернулся в родные степи, или осел на новых землях… Булгары основались в Приазовье и Причерноморье, где возникло государство Великая Болгария, основанная ханом Кубратом приблизительно в 620 году.В разноязычных источниках его имя зафиксировано в различных вариантах: это и Кубрат, и Кобрат, и Корбат, и Худбард, и Куварог, и даже Кроват. В Булгарских источниках его имя дано в форме Курбат (прозвище Башту). В русскоязычной литературе закрепилась форма Кубрат, Пройдя многие тысячи километров, болгары в степях стали заниматься кочевым скотоводством, земледелием, ремёслами… состояла из двух частей - восточной и западной. Восточная часть называлась Ак Булгар Йорты, а западная - Кара Булгар. Границей служила река Дон (Булгары ее называли, как и древние имэнцы, Шир).

Таким образом, к середине VII в. Булгары стали доминирующей силой не только в Причерноморье, но и на огромном пространстве от устья Волги до устья Дуная.

Город Фанагория, расположенный на восточном берегу Азовского моря, на Таманском полуострове стал столицей новой огромной державы. Булгары его называли Банджа. Город Фанагория в древности был построен Греческими колонистами. Однако Булгары перестроили его на собственный лад.Главной особенностью Булгарских поселений того времени была геометрически правильная круговая планировка. Традиции строительства поселений по кольцевой системе Булгары восприняли от кочевых народов и прежде всего от Хуннов. Хунны располагали кибитки во время длительных остановок по кольцевой системе. Фанагория служила зимней резиденцией Кубрата.
В период правления Кубрата (618-660 гг.) по мере расширения границ Булгарского государства в титулатуру правителя добавлялись новые титулы. Примерно с середины 20-х гг.VII в. Кубрат прибавил к званию Балтавара и титул кана, буквально: царь, глава небольшой федерации племен. После победы над хазарами в 50-х гг.VII в. он присвоил себе еще и титул хакан, буквально: император, глава большой федерации племен.Старший сын правителя Булгар носил титул ябгу (йабгу). Еще при жизни отца он намечался его преемником. Старшего сына Кубрата звали Бат-Боян (варианты: Батбай, Батпай, Батбоян,Баян, Батвиан и др.) С подвластными ему Булгарами он кочевал между Крымом (Джалдой) и средним течением реки Буг (Буга - Идель).

Второго сына Кубрата звали Кодрак (Котраг). С подвластными ему Кутугурами (Хотами) он кочевал в низовьях Дона.

Третьего сына звали Атилькэсэ. В историческую литературу он вошел как Аспарух (это было прозвище Атилькэсэ). Аспарух был очень привязан к своему дяде - младшему брату отца - Шамбату. “Эта привязанность очень не нравилась Кубрату, всегда подозревавшему брата в готовности к измене“

Для решения важнейших государственных вопросов Кубрат собирал совет, в который входили его сыновья и представители господствующего рода Дуло, а также высшее жречество.

Таким образом, глава Булгарской державы не обладал абсолютной властью. Власть его была ограничена советом, состоящим из двух частей: в одну входили ближайшие и влиятельные родственники правителя, а в другую - жрецы.Древняя Великая Булгария была государством с многоэтносным населением, но господствующее положение занимали Булгарские племена. В раннем средневековье они ассимилировали многие другие небулгарские этносы или их осколки. Это объясняется, в частности, историко-географическими особенностями мест их расселения.

В приазовских и причерноморских городах издревле “процветали самые разнообразные ремесла: гончарное, кузнечное, ювелирное, косторезное и др. По берегам рек тянулись обширные пашни, а по нижнему Дону и виноградники“ (2; 442). Культура кубанских, приднепровских и донских Булгар покоилась на прочном фундаменте. Их самобытная культура базировалась на достижениях цивилизации Шумеров, Киммерийцев и их потомков Хунно-Гуннов. Она развивалась в тесном взаимодействии с культурой Китайцев, когда Утиги и хоты в составе Хуннских племен жили в Северном Китае.

Могущественный и мудрый правитель Кубрат управлял государством умело и властно. В период его правления Булгары имели многочисленные стада, которые спокойно паслись на тучных степных пастбищах. Древние города Таманского полуострова, особенно Таматарха (древняя Гармонасса) и Фанагория, возродились к жизни. Развитие международной торговли и ремесел в городах Восточного Приазовья получило как бы “второе дыхание“. Однако Древняя Великая Булгария, как и другие ранне-средневековые государства была весьма недолговечной. Внутренняя непрочность державы, созданной Кубратом, стала проявляться сразу после его смерти. В исторических источниках сохранился предсмертный наказ Кубрата. Во-первых, он запретил Булгарам воевать друг с другом. Во-вторых, завещал сыновьям “ни в коем случае не отделяться друг от друга, с тем чтобы взаимным благорасположением оберегали свою власть“
После смерти Кубрата хаканом избрали его старшего сына Бат-Бояна (660 г). Более или менее спокойно он правил лишь в течение трех лет. Начались распри внутри булгар.Воспользовавшись междоусобной борьбой, через Волгу переправилось 150 тыс. куманов, тюркмен кук-Огузов и кыргызов. Они были известны под обще-собирательным именем хазары.Бат-Боян вышел со своими войсками навстречу хазарам. Встреча произошла на берегу речки, впадающей с севера в Азовское море. Булгары называли ее Алмыш, кыргызы - Кельмес. Бат-Боян предложил правителю хазар Калге вернуть захваченные у Булгар земли. В ответ Калга повелел своим войскам переправиться через речку и напасть на Булгар. В решающий момент битвы предводитель Дагестанских Булгар, сражающихся на стороне хазар, Хумык перешел на сторону Бат-Бояна. Но степи между устьем Дона и рекой Урал (Джаик) отходили хазарам, правители Булгар должны были отказаться от титулов кан (царь) и хакан (император), оставив за собой лишь титул Балтавар (господин князей или властитель князей). Булгарские правители обязывались выделять правителям хазар войска для участия в походах. Если же Булгары отказывались, то платили откупную дань.

В 670 г. Аспарух увел Булгарское племя Оногуров и часть Тюркмен на запад, в область Кашан. Эта область находилась между реками Бурат, Дунай и Аудан-су (Олт). В 679 г., в период правления императора Константина IV Погоната (668-685 гг.), Аспарух разбил Византийские войска и занял Добруджу.В 681 г. он заключил договор с Византией. По этому договору Византия признала факт существования на территории между Дунаем на севере, горами Стара-Планина на юге, рекой Искыр на западе и Черным морем на востоке Болгарского государства, так называемого Первого Болгарского царства (681-1018 гг.).Первой столицей государства дунайских болгар стал белокаменный Плиска. При князе Борисе около 865 г. дунайские Булгаре приняли христианство и постепенно смешались со Славянами. В результате возник новый этнос, получивший название болгары. Ядро протоболгар, т.е. предков балканских болгар состояло из Оногуров, т.е. орхондор-блкар.

Второй сын Кубрата увел подвластных ему котрагов (кутургуров) с левого берега Дона на правый, т.е. с азиатской части на европейскую. В 30-40-х годах VIII в. они вынуждены были вернуться в Восточное Приазовье и присоединиться к своим соплеменникам кубанским Булгарам (Купи-Булгарам).

Четвертый сын Кубрата Ултзиндур увел в конце 70-х годов VII в. подвластных ему Ултзиндуров и Ултзингуров, живших на Крымском полуострове, в Паннонию (совр, Венгрию). Там Ултзиндур признал власть Аварского хакана.Вожди этих племен всегда принимали в качестве имени наименование племени Ултзиндур. Ултзиндуры и Ултзингуры были Гуннского происхождения.

Пятый сын Кубрата Эмнетзур увел с Крымского полуострова в Италию, в район Пентаполиса при Равенне подвластных ему Альциагиров, Алцилдзуров и Алпидзуров.

В 737 г. в низовьях Волги сосредоточились остатки трех племен из этносистемы Дагестанских Булгар, а именно: Барсил, Савир и Барынджаров. Они нашли военно-политическое убежище в Хазарском каганате.В40-80-х годах VIII в. в Поволжском историко-культурном регионе в очередной раз закипел “этно-образовательный котел“. В этом процессе активное участие приняли остатки родоплеменных образований;

Утиги: потомки Киммерийцев и Хуннов, с 1-го века н.э. занимающиеся земледелием.
Барсилы: потомки Шумеров-воинов, осевших в Северном Дагестане.
Савиры (Сувары): возникли в результате смешения Угров с Хуннами.
Барынджары: Тюркоязычное Сабанское племя, издавна обитавшее в Северном Дагестане.
Эсеги: Башкортское племя, прежде обитавшее к востоку от Джаика (Яик, Урал).
Сабаны: первоначально Ираноязычный род Синдов, позже отюреченный в результате смешения с Огузами и Канглы.
Кара Булгары, потомки Шумеров-воинов, осевших в Поднепровье.
Аскелы (aka Ezgils, Esegs, Azna, Atnya, Aznak): они пришли в Среднее Поволжье в первой половине IX в. с востока. В древности Аскелы жили в районе рек Иртыш, Тобол и Тура. Название племени означало - “люди из обиталища горностая“. Из Западной Сибири часть племени откочевала к озеру Балхаш. Оттуда Аскелы проникли в Среднее Поволжье.

Первоначально каждое родоплеменное образование занимало определенную территорию.
Савиры поселились в бассейне рек Майна и Утка. В начале Х в. они построили город Нур-Сувар. Он был расположен недалеко от современного села Кузнечиха Спасского района Татарстана.
Булгары заняли территорию между реками Утка и Бездна. Их этническим центром стал город Булгар (прежний Мардуан). Его руины находятся на окраине современного г. Болгары Спасского района Татарстана.
Сабаны поселились восточное г. Булгара. Там же проживали Утиги.
Аскелы обосновались на правом и левом берегу Волги недалеко от устья Камы. Племенным центром был г. Ошель. Он располагался на правом берегу Волги, недалеко от современного села Кирельское Камско-Устьинского района Татарстана.
Барсилы расселились в бассейне реки Малый Черемшан. Центром племени стал г. Биляр.
Барынджары (Баранджары) обосновались в районе верхнего и среднего течения р. Большой Черемшан.
Эсеги поселились между реками Сак и Сок.
В процессе “этнокипения“ выплавилась основа для образования нового этноса - Волжских Булгар. Разумеется, на этой стадии Булгарская ассимиляция не была еще полной и всеохватывающей. Возникли лишь предпосылки для формирования основы, на которой впоследствии образуется народность Поволжских Булгар. Своеобразное историческое “соревнование“ между древне-Иранским, древне-Тюркским и древне-Маньчжурским языками завершилось к концу V III в. победой Сабанского наречия Тюркского языка.

В 855 году умер очередной царь Кара Булгара Айдар. Два важных обстоятельства привлекают внимание историков к его персоне и деяниям. Во-первых, он был первым правителем Булгар, принявшим Ислам. Во-вторых, его старший сын Габдулла Джилки (в некоторых источниках его имя дают в форме: Шилки, Силки) был основателем государства Волжская Булгария.На дальнейшую судьбу Джилки и на особенности становления государственности у Волжских Булгар оказала влияние встреча Джилки с купцом по имени Туймаза. Эта встреча произошла в 864 г. в Караджаре. От купца Джилки узнал, что династическая линия, идущая от основателя Булгарского княжества на Средней Волге Тат-Угека, оборвалась, так как умер князь Барыс, не оставив наследника. Часть жителей г. Булгара намеревалась пригласить на княжеский трон сына Хазарского Хакана. Это известие побудило Джилки к активным действиям. Он решил стать правителем Булгарского княжества. Джилки “повелел своему старшему сыну Алмышу возглавить Кара-Булгарский бейлик и с 10 тысячами бойцов спешно двинулся в Буляр“. ТакАлмышсталв 864 г. княземЗападногоБулгарскогокняжества.
Когда Джилки подошел со своими воинами к г. Булгару, жители не пустили его в город. Этим обстоятельством воспользовались Печенеги (Баджанаки). Они были заинтересованы в том, чтобы использовать войска Джилки для борьбы с Хазарами. Вождь Печенегов выделил Джилки в качестве удельного владения зависимое от него княжество Эсегель. Свою ставку Джилки основал на левом берегу реки Барадж-Чишма (современный Шешма) в г. Сульча. Джилки продолжил переговоры с жителями г. Булгара. Мусульманская часть населения города поддержала его после того, как Джилки обещал создать Исламское государство с центром в г. Булгаре. Въехав в город, Джилки помолился в мечети Мардуан. После этого состоялась церемония возведения Джилки на трон.
На трон его подняли военачальник анчийцев Нанкай, эсегельский князь из Сабанского рода джулут Тарнак, эсегельский князь из Сабанского рода барын Алабуга, бурджанский князь из рода юмарт Бел. Джилки приступил к созданию государственного образования более высокого статуса, чем княжество.
Во-первых, Джилки объявил себя Каном, т.е. царем.
Во-вторых, свое государство он объявил Булгарским Исламским государством.
Это событие произошло в 865 году.
Таким образом, в середине 60-х годов IX в. в Среднем Поволжье возникло первое Исламское государство, известное в исторической литературе какВолжская Булгария или как Волжско-Камская Булгария. Хотя Булгария и была провозглашена Исламским государством, но она еще не получила благословения от главы всех Мусульман - багдадского халифа. .
Первоначально власть царя только еще складывающегося Исламского государства распространилась на сравнительно небольшую территорию, а именно: на удельные княжества Булгарское с центром в г. Булгаре, Эсегельское с центром в г. Сульче, Барынджарское с центром в г. Нур-Суваре. Удельные князья Эсегела и Барынджара были объявлены тарханами.
Пока его политические противники не начали активно противодействовать, Джилки решил заняться расширением пределов своих владений.
Таким образом, первоначально административно-территориальное устройство Волжской Булгарии выглядело следующим образом:

1. Удельные княжества: Булгарское - центр г. Булгары.
Эсегельское - центр г. Сульча.
Барынджарское - центр г. Нур-Сувар.
Бершуд - центр поселение Тамтазай.
2. Провинции: Бийсу - центр крепость Колын (совр. г. Киров).
Байгул - центр поселение Байгул на р. Обь.
Ура - центр крепость Аяалшр Султан (совр. г. Елабуга).
За удельными княжествами в качестве общесобирательного наименования закрепилось название Внутренняя Булгария, а за провинциями - Внешняя Булгария.

Внутренняя Булгария (“Эчке Булгар“) - это центральная часть Волжской Булгарии. Ее границы проходили по рекам Свияга на западе, Шешма на востоке, Меша на севере и по линии Самарской Луки на юге.
Внешняя Булгария (“Тышкы Булгар“) - это владения подвластных Волжским Булгарам племен. На территории Внешней Булгарии, раскинувшейся на огромных просторах от Белого озера на западе до р. Обь на востоке, от Северного Ледовитого океана на севере до Камы на юге, проживали различные Финноугорские племена. Первоначально для их обозначения Булгары употребляли следующие общесобирательные наименования:
1. Ары - исторические предки современных Удмуртов.
2. Бийсуйцы - исторические предки Удмуртов, Коми и Пермяков.
3. Байгулы - исторические предки народов Ханты и Манси.
Владетельные князья Внутренней Булгарии и вожди Финноугорских племен Внешней Булгарии были объявлены тарханами т.е. правителями зависимыми от Кана-царя, но имеющие определенные привилегии. Каждый тархан должен был платить лишь строго определенную дань мехами, медом, воском, хлебом и скотом (1; 39). Были определены места сбора дани. Места сбора дани назывались джиенами. Пунктами джиенов были г. Булгар, Нур-Сувар, а также Сульча, Буляр (Биляр), Аламир-Султан (Алабуга, совр. г. Елабуга), Кашан и Джукетау.
В 882 г. царь Габдулла Джилки умер. После его смерти сыновья стали делить отцовское наследство. Старший его сын - Алмыш - по-прежнему управлял княжеством Кара Булгар. Второй сын Бат-Угыр стал управлять удельным княжеством Булгар. Третий сын Марджан (Мардан) объявил о создании царства Эсегель, включив в его пределы Арчу, Северный Буртас, Нур-Сувар, а также прежнее удельное княжество Эсегель.
Таким образом, после смерти Джилки Волжская Булгария распалась на составные части. Начались междоусобные распри, завершившиеся в 895 году вступлением Алмыша в должность Кана-царя Волжской Булгарии, была проведена перепись населения во Внутренней Булгарии. Оказалось, что здесь проживает 550 тыс. человек. Из них 200 тыс. были Булгары, 180 тыс. - ары, 170 тыс. - моджары.
Первыми правителями-Мусульманами среди Булгар были Айдар (кан Кара Булгара), Джилки (сначала Кан Кара Булгара, затем Волжской Булгарии), Алмыш (сначала бек-князь Кара Булгарского княжества, затем Кан Волжской Булгарии).
Желая добиться признания со стороны багдадского халифа Волжской Булгарии в качестве Исламского государства, Кан Алмыш несколько раз посылал посольства в Багдад.
Первый раз посольство прибыло в Багдад в 901 году.Посольство вернулось на родину в 903 году. Среди гонцов халифа были потомок пророка Мухаммеда шейх Хасан, мастер халифской фабрики по пошиву одежды Мусульманского покроя Масуд и купец Муса.Царь Алмыш очень обрадовался прибытию посланцев халифа. Шейха Хасана он провозгласил сеидом, т.е. главой Мусульман Волжской Булгарии. При таких обстоятельствах в 903 г. появился в Среднем Поволжье один из потомков пророка Мухаммеда.
В 911 г. мулле Абдаллаху, прибывшему в Багдад по поручению Алмыша, удалось изложить халифу истинное положение дел. Халиф повелел отправить в Булгарию Великое посольство. Когда в 912 г. посольство достигло Бухары, халиф узнал о нападении Худа - сын Аскольда, служивший Хазарам, - на Исламские владения по берегам Каспийского моря. Он обвинил Алмыша в том, что он допустил нападение на владения Мусульман. Халиф вернул назад Великое посольство. Мулла Абдаллах возвращался домой один, был захвачен в плен хазарами, и с трудом Алмыш вызволил его.
Так неудачно завершились попытки Алмыша получить благословение багдадского халифа на создание Исламского Булгарского государства. Однако своих попыток он не оставил. Причин тому было несколько.Во-первых, это “бунт князей“. После смерти в 900 г. муллы Микаиля Кан Алмыш сменил владетельных князей в нескольких областях - провинциях и вынудил значительную часть бершудских морджан принять Ислам. Подобным же образом он хотел заставить принять Ислам тех Булгар, что остались приверженцами старой Булгарской веры. Принуждение язычников к переходу в Ислам вызвало возмущение в стране.Во-вторых, усилилась борьба за трон между Алмышем и его сыновьями. В 918 г. положение дел приняло критический характер. Особенно настойчиво против отца выступал Газан (Хасан).В-третьих, тяжелая борьба против удельных князей четырех владений и собственных сыновей пагубно сказалась на здоровье Алмыша: его разбил паралич (1; 57). Владетельные князья открыто стали обсуждать кандидатуру на пост правителя Волжской Булгарии.Мулла Абдаллах заявил Алмашу, что его болезнь является карой Аллаха “за нежелание Кана послать послов к султану“. Алмыш согласился послать в очередной раз послов к халифу.
Первое направление - это по дороге, которая называлась Хорыс-Юлы: нужно было на судне по Волге добраться до г. Арбуга (present Syzran, 53.2° N 48.5°E - Translator's Note), а затем по суше до Хорысдана (совр. г. Путивль, 51.3°N 34°E, apparently from Khorysdan in the 10th c. started a navigable water way to the Black Sea), оттуда на юг и по Черному морю до Малой Азии, затем до Багдада. Эта дорога была длинной и опасной. Через территорию Кара Булгара не пропустили бы посольство Алмыша.
Второе направление - это через Закавказье: до низовьев Волги на судне, оттуда по сухопутной дороге до Багдада. Эта дорога была короче, чем первая. Однако по ней невозможно было двигаться, так как отношения между Волжской Булгарией и Хазарией, через территорию которой пролегала значительная часть пути, были враждебные.
Третье направление - это Бухара-юлы. От г. Булгара дорога шла к низовьям Яика (совр. р. Урал), оттуда к низовьям р. Сыр-Дарья, а затем через Хорасан далее до Багдада.
Мулла Абдаллах решил отправиться по Бухара-юлы (Бухарская дорога). Чтобы благополучно добраться до Багдада, нужно было разрешение на проезд через Хорасан. Мулла Абдаллах сумел получить у сына Алмыша Газана, у которого были хорошие отношения с правителями Хорасана, письмо с просьбой о пропуске Абдаллаха в Багдад через Хорасан (1; 57). Письмо написал и Алмыш. Он послал письмо повелителю правоверных Мусульман багдадскому халифу Джафар аль-Муктадиру. В письме, кроме приветствия и пожелания о ниспослании Аллахом благополучия халифу и его стране, содержалась просьба. Алмыш просил прислать в его страну знатока Мусульманского права и оказать содействие в строительстве крепости.
В Багдад (тогдашнее его Арабское название: Медина-ассалям) посольство пришло в середине 921 г. Багдадский бек (князь) Насыр покровительствовал послу из Волжской Булгарии. Муллу Абдаллаха он знал давно. Еще в 906 г. он (the Bek) собирался приехать к Алмышу. Не получилось. В 911 г. он был назначен главой посольства, которое халиф намеревался отправить в Волжскую Булгарию. Поездка не состоялась. На этот раз беку Насыру удалось добиться того, чтобы халиф принял посла Алмыша. Мулла Абдаллах преподнес халифу письмо правителя Волжской Булгарии и ценные подарки. На халифа произвели самое сильное впечатление доспехи, которые Абдаллах провез на себе. Это были доспехи сына князя Аскольда, которого Булгары именовали Худ. Худ совершил набег на Азербайджан и Персию. Разграбив Исламские области Закавказья и Персии, Худ вернулся в Итиль к Хазарам, которым верно служил. Здесь на него внезапно напали Огузы, и он бежал вверх по Волге. Худ был очень самоуверен. Он хотел вернуться в Киев через Волжскую Булгарию. У него было 5 тысяч отлично вооруженных воинов. У г. Булгара Булгары их поджидали на кораблях. Речной бой завершился в пользу Булгар. Только лишь одному кораблю Худа удалось пробиться и уйти к Джуну (Нижнему Новгороду). Остальные корабли или были потоплены, или причалили к берегу. На берег сошли 3 тысячи воинов Худа. Завязался длительный, тяжелый бой. В конце концов остатки войска Худа были загнаны в овраг на берегу р. Бахта (совр. Чистопольский район Татарстана). Бершудский князь Бырак захлестнул арканом раненную шею Худа. После завершения боя Алмыш отдал Худа Быраку. Тот повесил его на дубе, приговаривая: “Послужи, о храбрейший, нашему Богу Тангре и пусть он возродит тебя вновь уже на нашей земле!“.
Доспехи Худа, разорителя Мусульманских земель, послужили наглядным доказательством того, что Булгария успешно борется с неверными. И халиф согласился послать в Волжскую Булгарию Великое посольство.
Великое посольство в пути. В июле 921 года посольство халифа выехало из Багдада. Послом и соответственно главой посольства был назначен Сусан ар-Расси (Булгары его назвали Рази), советником и секретарем - Ахмед ибн-Фадлан (Ахмед сын Фадлана). Проводником посольского каравана был Балус Бухарай.
Семейной традицией членов рода Бухарай было врачевание. Они издавна поддерживали деловые связи с купцами и табибами (врачами) г. Багдада.
В составе посольства были факих - знаток Мусульманского права, муаллим - учитель, два проповедника, муллы и купцы. Из Багдада посольский караван прибыл в столицу Северного Хорезма город Джурджанию (Ургенч). Здесь перезимовали. В Джурджании посол Сусан ар-Расси должен был получить 4000 динаров и передать их в г. Булгаре Алмышу на строительство крепости. Такова была воля халифа. Однако получить деньги не удалось: до весны не успели продать виллу наместника халифа в Хорезме, который провинился перед своим повелителем. Факих и муаллим отказались дальше ехать, поскольку им не выплатили жалованье.
С наступлением весны посольство отправилось в путь. Посольский караван присоединился к большому торговому каравану, идущему к низовьям Волги. Когда хорошо охраняемый караван проходил через владения Огузов, в районе плато Устюрт, он чуть не был ограблен. Спас начальник Огузского войска, мать которого была дочерью Алмыша (напоминание: в 894 г. Алмыш выдал свою дочь замуж за предводителя туркмен Кук-Огузов Салара). Благополучно пройдя через земли Печенегов, караван достиг низовьев Яика. Здесь пути посольского каравана и торгового разошлись. Торговый караван направился к низовьям Волги, а посольский караван продолжил свой путь на север. Пройдя через земли Башкортов, он подошел к владениям Алмыша.
Почетных гостей встретили на расстоянии одних суток пути до летней резиденции правителя Алмыша, расположенной в районе нынешнего села Три Озера Спасского района Татарстана. Встретить гостей прибыли братья Алмыша Марджан и Бат-Угыр, его сыновья Мемектай и Микаил. Кроме них, на встречу съехались четверо подвластных Алмышу князей: Бырак - князь Бершуда, Аскал - князь Эсегела, Марджан - князь Арбуги и Джулут - князь Нур-Сувара. Подвластные Кану князья весьма неохотно явились на эту встречу, так как они были возмущены требованием Алмыша к неМусульманским князьям снимать шапки перед ним и его высокопоставленными гостями-Мусульманами. Встречающие преподнесли гостям хлеб, мясо и просо. Таков был обычай Булгар.
Дальше посольский караван двигался в сопровождении встречающих. Когда до летней резиденции Кана Алмыша оставалось около 8 км, гостей встретил сам правитель. В район современного села Три Озера посольство прибыло 11 мая 922 г. Путь протяженностью свыше 2 тыс. км от столицы Хорезма до Трех Озер был преодолен за 70 дней.
Церемония чтения послания халифа. 15 мая, в четверг, члены посольства стали готовиться к церемонии официального приема делегации. Они помогли Алмышу надеть официальные одежды правителя Мусульманского государства: чапан черного цвета и белоснежную чалму.
Церемония началась на поляне недалеко от озера. Сначала громко прочитали послание халифа и его великого везиря. После этого посол Сусан ар-Расси преподнес Кану Алмышу зеленое знамя Ислама. Знамя “тут же прикрепили к древку с полумесяцем на верхнем конце“. Это знамя, присланное халифом, поднимали тогда, когда правители Волжской Булгарии выступали на войну с неверными. Кроме знамени, от имени халифа Алмышу подарили Арабского скакуна, два вышитых золотом коврика (намазлык), используемые при чтении намаза. На жену Алмыша надели прекрасную соболью шубу. Булгары со своей стороны преподнесли всем участникам посольства ценные подарки.
По завершении церемонии чтения письма халифа и преподнесения подарков устроили торжественный обед. В юрте Алмыша на трапезе собрались ближайшие родственники правителя, подвластные ему князья и члены посольства. Во время трапезы Алмыш стал сетовать на то, что он огорчен тем, что не привезли тех денег, о которых писал халиф. Ахмед ибн-Фадлан сказал: “Государство твое обширно, и средства твои изобильны, и доход твой многочислен. Сам справишься“. В ответ Алмыш пояснил свой замысел: в казну халифа попадают деньги “чистые“, их вносят правоверные Мусульмане, если крепость построить на такие “чистые“ деньги, то неверные не смогут ее взять.
В середине июня 922 г. Кан Алмыш собрал подвластных ему князей со своими подданными на берегу реки Дяу-Шир (совр. р. Малый Черемшан). Здесь и состоялось публичное оглашение благословения главы всех првоверных Мусульман Булгарской Державы. Иными словами, население Волжской Булгарии оповестили о том, что халиф багдадский как глава всех Мусульман признает Булгарию как Исламское государство. Это означало, что отныне халиф берет под свое покровительство Волжскую Булгарию.
В августе 922 г. посольство отправилось в обратный путь. Сеид (глава Мусульман Булгарии) Ахмед Бакир и сын Алмыша Газан советовали послу Сусану ар-Расси ехать по Бухарской дороге. Однако шейх Хасан отговорил. Посольство отправилось по Хорысданской дороге. До Арбуги плыли на судне. В г. Буртасе Сусан ар-Расси посетил и освятил молитвой мечеть. После молебна он эту мечеть назвал именем “Марджан“. Затем Сусан ар-Расси освятил еще одну мечеть, построенную в крепости, расположенной по пути следования.
В связи с официальным принятием Ислама в качестве государственной религии в общественно-политическом укладе Волжской Булгарии произошли большие изменения.

Во-первых, в международном плане Волжская Булгария приобрела статус Исламского государства.

Во-вторых, перемены произошли в положении правителя Волжской Булгарии: он стал официально признанным со стороны главы всех Мусульман багдадского халифа правителем Исламского государства. Отныне он стал наместником халифа и стал носить титул эмира. Как глава Исламского государства эмир обязан был уважать основные законы, содержащиеся в Коране и в хадисах, а в остальном его власть ничем не ограничивалась. Во время официальных церемоний эмир должен был носить одежду правителя Исламского государства: черного цвета кафтан (куфтан, чапан) с длинными рукавами, спускающимися на несколько сантиметров ниже кончиков пальцев и разрезанными до запястья. Кафтан должен был быть перепоясан длинным куском белой узорчатой ткани (муслина). На ногах эмира должны были быть туфли из толстого красного сафьяна с острым и загнутым носом.

В-третьих, судебная система теперь строилась на основе тех законов, которые зафиксированы в Коране и в хадисах. Иными словами, судопроизводство в Волжской Булгарии стало осуществляться на основе шариата.

МЕСТОПОЛОЖЕНИЕ ОБЪЕКТА

Информация по экскурсии "Казань 2"


Что бы воспользоваться экскурсией,
Вам необходимо устройство

Под управлением iOS не ниже 5.1.1
или Android не ниже 4.0.1.



Предложения наших партнеров по Казани

За что стоит полюбить Казань

На экскурсии я расскажу, за что стоит полюбить Казань — место пересечения традиций и современности, Востока и Запада. Я объясню,

Автор: Sergey

Казанский Кремль сквозь века

На этой экскурсии вы откроете своеобразие историко-архитектурного комплекса, одного из красивейших архитектурных ансамблей России и памятника всемирного наследия ЮНЕСКО. Вы

Автор: Александр

Красавица Казань в вечерних огнях

Ночные огни невероятно подчёркивают необычные, яркие контрасты Казани. И дело здесь не только в подсветке — в тёмное время суток очертания города преображаются. Белые стены

Автор: Людмила

Речная экскурсия в остров-град Свияжск

На небольшой моторной лодке с настоящим капитаном мы проедем к красивому острову Буяну, на котором расположен град Свияжск — колыбель

Автор: Лариса

Легенды и загадки Казани

Прогулка по центру Казани станет для вас легким погружением в историю города, вы увидите самые красивые и важные достопримечательности –

Автор: Ольга

Кто такие татары

На экскурсии по Старо-татарской слободе вы узнаете историю коренных жителей Казани — татар — об их образовании, занятиях, культуре, вере

Автор: Дина

Старо-татарская слобода. Город в городе

Старо-татарская слобода — практически район-музей, где входная дверь каждого дома — портал в историю Казани и татарского народа. Вы погуляете по уютным улочкам «города в городе», увидите

Автор: Дарья

Контрасты Казани на автомобильной экскурсии по городу

Обозревая город из окна автомобиля, за короткий промежуток времени вы сможете познакомиться со всем историческим дореволюционным центром города и объектами

Автор: Александр

Диалог об архитектуре, религии и выдающихся деятелях Казани

На экскурсии вы увидите архитектурное, религиозное и историческое наследие Казани, разберетесь в особенностях татарской и русской архитектуры, откроете соседство двух

Автор: Александр

Остров-град Свияжск

Свияжск — это живописный, тихий остров вверх по Волге от Казани. Раньше его еще называли круглой горой, ведь берега его

Автор: Александр

Познавательный квест «Восточная шкатулка»

Квест в увлекательной форме познакомит вас со Старо-Татарской слободой, одним из самых уникальных районов Казани, которого не коснулась современность, который

Автор: Зарема

Раифа, Свияжск, Вселенский храм

За один день вы увидите самые выдающиеся достопримечательности в окрестностях Казани: посетите Раифский монастырь, полюбуетесь красивой природой заповедника, познакомитесь с

Автор: Лариса

Познавательный квест «Тайны казанского Арбата»

Если вам не хочется слушать рассказы экскурсовода и придерживаться определенного маршрута, тогда наш квест — то, что вам нужно. Он

Автор: Зарема

Старая Казань

Чтобы открыть старинную, русскую, часть города, которая была здесь со времен пришествия сюда Ивана Грозного, местами неотреставрированную и не совсем

Автор: Наталия

Познавательный квест «Жемчужина Поволжья»

Квест по Кремлю и улице Кремлевской — это своеобразное путешествие во времени. Он познакомит вас с историей Казани 16-20 веков.

Автор: Зарема

Фотопрогулка по живописной Казани

Разнообразие архитектурных стилей, контрасты и яркие краски городских построек делают Казань местом, где вы получите большое удовольствие от фотопрогулки. Этот город с богатым культурным,

Автор: Айрат