Поворот на Измери

О Татарских булгарах, о Волжских Булгарах, татаро-монгольское нашествие
(из этого отрезка также надо много сократить, оставив минут на 10-15)
Мы Булгары

Мы не татары , а булгары
И Родина у нас одна
Страна Булгария Котрага
От Камы до Итиля.

Татары к нам пришли с Востока
Мы заслонили Русь от них
Мы сохранили мир Европе
Уберегли от рук чужих

Но вот Батый пришёл с монгола
Пожёг аулы ,города
Пошёл на Русь,затем в Европу
Дошёл до венгров и айда.

Вернулся он в страну Ак Барса
Примчался в город Булгари
На трон он сел и всем булгарам
Велел построить Джучи иль

Мы строили града ,мечети
Культуру сберегли свою
Язык булгарский сохранили
Татары стали булгари

Так от Батыя и Ахмата
Владетели орды большой
Булгарскю культуру взяли
И приняли ислам душой

Прошли века ,пришла Свобода
И у Булгарского народа
Вновь появилися слова
Булгария -страна моя.

Страна Котрага и Алмаса
От Мокши и до Яика
Под знаком Барса и Сабана
Булгария -Душа моя!
Татар Тюрк,



Любовь воина Эльтабара

Далеко от Булгар града
В той, хазарской стороне,
Что на Волге у причала
Взгляд свой бросила ко мне.

Взгляд надежды и тревоги
За судьбу своих детей,
За поруганную Совесть
И за крики матерей.

Защемило сердце война
Эльтабар пошёл войной
И свершилась эта бойня
Кан разбит ,хазарин злой

Подошёл он к ней и обнял.
Опустил он очи вниз
И царевич Булгар понял
Что любим и Мир притих.

Далеко от Булгар града,
В той хазарской стороне
Что на Волге у причала
Взгляд свой бросила ко мне.

Взгляд красавицы булгарки,
Взгляд царицы неземной
И в красивой Лунной Арке
Осветился Край родной.
Гость,


Вопрос об этногенезе древних татар является одним из краеугольных камней для понимания истории современного татарского народа.Наиболее полная информация по вопросу об этногенезе древних татар содержится в китайских источниках. Это прежде всего записки китайского посла Чжао, посетившего в 1221 г. ставку выдающегося полководца Мухали в Яньцзине (современный Пекин). Его записки были изданы под названием “Мэн-да бэй-лу“(“Полное описание монголо-татар“).Другим важнейшим источником по истории древних татар и по проблемам их взаимоотношений с монголами является “Сокровенное сказание монголов“(другой вариант названия - “Тайная история монголов“). Этот своеобразный монгольский историко-литературный памятник был написан в 1240 г., то есть в год взятия монгольскими войсками г. Киева.
Выдержки из персидских сочинений, имеющих отношение к древним татарам и Золотой Орде, были собраны и изданы В.Г. Тизенгаузеном (4). Особый интерес для нас представляют извлечения из трудов Джаузджаны, Джувейни, Рашид-ад-Дина и др.
Высокой оценки заслуживают труды монаха Иакинфа (Н.Я. Бичурин), собравшего огромный фактический материал из сочинений китайских историков о татарах и монголах. Он много путешествовал по Северному Китаю, Монголии и оставил потомкам интересные сведения о Монголии. Важным источником по истории древних татар являются труды европейских путешественников Плано Карпини (время путешествия в Монголию 1245 - 1247 г.г.), Гильома Рубрука (1253 - 1255 г.г.) и Марко Поло (1271 - 1296 г.г.).
Древне-татарский этнос возник и развивался в течение многих столетий в Центрально-азиатском историко-культурном регионе. Действительно, почти все наиболее многочисленные и могущественные древне-татарские племена сформировались во II - VIII в.в. на берегах Амура, в районе Алтайских гор и на территории Монголии. Центральная Азия была одним из древнейших очагов зарождения и развития тюрко-язычных и монголо-язычных народов.
В конце первого века нашей эры от прежде единого этноса обособился хуннский род ХЭ-СУ (“люди реки“). Этот род свое название получил не только потому, что обитал на берегу реки, но и потому, что вся его жизнь была связана с водой и проходила на воде в прямом смысле. В речных мелководьях члены этого рода ставили на сваях шалаши из камыша, охотились на водоплавающую птицу, ловили рыбу.
Хуннский род Хэ-Су смешался с одним из динлинских родов. Динлины имели высокий рост, белый цвет кожи, румяное лицо, рыжий цвет волос, зеленые или голубые глаза. У динлинов, смешавшихся с китайцами, были карие глаза. Они занимались охотой и рыболовством. Их прародиной была южная окраина пустыни Гоби. Впоследствии они закрепились в долине Хуан Хэ (Желтая река). К концу IV века до нашей эры их оттуда вытеснили китайцы. В конце IV в. н.э. последние крупные группы динлинов ушли на север, в районы Алтайско-Саянского нагорья. Динлины не отличались “привязанностью к родине, они покидали последнюю, когда условия жизни в ней изменялись“.
Динлины были храбрыми. Они всегда сражались в авангарде китайских войск. Китайские историки писали о них так: у динлинов “сердце тигров и волков“. Хунны и динлины, как крупные этносы, имели множество ответвлений.
Этносы, возникшие в результате смешения хуннов с динлинами были тюркоязычными. К их числу относились уйгуры, кипчаки, алтайские татары и т.д.
Маньчжуры словом “та-тань“обозначали шалаш. Людей, живших в шалашах, они называли татаньцами. В китайских источниках форма “та-тань“впервые встречается в 842 г. Чаще всего китайцы употребляли этноним “да-да“или “да-дань“. К концу 11 века этноним “татаньцы“стал обще-собирательным наименованием. Татаньцы захватили обширную территорию от озера Далай-нор до озера Убсы в юго-восточной части Алтайских гор. Название племени татань было перенесено на новую территорию обитания.
Историк Б.Б. Бамбаев в 1929 году писал: “Само слово “татар“по-монгольски означает “мелководье“. Слово “татар“образовалось, видимо, из двух слов: “татур“- “протока, рукав реки“ и “тар“- “узкий, мелкий, неглубокий“. Первоначально татары селились на изломе реки, при ее повороте и по берегам речных протоков.
По имеющейся на сегодняшний день информации, этноним “татары“впервые встречается в письменных источниках из числа так называемых орхонских надписей. Исследователь Н.М. Ядринцев нашел в 1899 году на берегу реки Орхон (приток Селенги, впадающей с юга в озеро Байкал) памятник - стеллу. Он был поставлен в честь полководца Восточно-Тюркского каганата Кюль-тегина, умершего в 731 году. На памятнике было написано о том, что на похоронах основателя Тюркского каганата Бумын-кагана, состоявшихся в 552 году, присутствовали среди прочих и представители “отуз-татар“(“тридцать татар“).Таким образом, из наличных на сегодняшний день письменных источников явствует, что уже к середине VI века существовал этноним “татары“. Причем каждый татарин говорил о себе: “я из такой-то волости“
В основе этногенеза как древних булгар, так и древних татар находились одни и те же этнические компоненты: имэнцы и хунны. Следовательно, по происхождению они были близкородственными этносами. Различие между ними было основано на том, что в процессе формирования древних булгар и древних татар в крупные этносистемы, помимо общей для обоих народов этнической основы, участвовали и различные этнические компоненты. В частности, на свойства булгарской этносистемы решающее влияние оказали сабаны,а на этносистему древних татар - динлины и маньчжуры.

«Пусть поверят все народы
В то, что есть булгар земля.
Пусть от зависти бледнеют,
Наши доблести хваля».
Г. Тукай. «В саду знаний». Перевод А. Ахматовой.
А вот о татарах такие поговорки бытуют:
- «Татарин и родного отца продаст»,
- «Если татарин станет чиновником, лапти свои повесит в красном углу»,
- «У татарина на коне нет родного отца»,
- «Ум татарина пробуждается задним числом»,
- «Татарин нажрется и уйдет, да и спасибо не скажет»,
- «Избавь от соседства с татарином и на том свете».
Ну найдите, господа, на карте мира такой народ, который слагал бы такие «лестные» пословицы и поговорки о себе?!

Татарин я. Татарства не стыжусь.
От имени отцов не откажусь.
Татарин я, татарин родовой.
Кто скажет нет - рискует головой!
(Дәрдмәнд. Рамеев Мухамедзакир Мухамедсадыкович)

Впервые этноним “монголы“упоминается в китайской книге “Старая история династии Тан“, созданной в 945 году. Этот этноним был дан в форме “мынгу да-да“, т.е. “монголы-татары“. Маньчжуры и китайцы называли их “монгу“. Каково было происхождение этого этноса?
Монголы произошли в результате смешения одного из древне-татарских родов с монголо-язычным племенем дунху. Вот почему некоторые европейские путешественники путали татар с монголами. В антропологическом и языковом отношении примесь древне-татарских этнических свойств и признаков оказалась не очень велика, а признаки дунху стали доминирующими.
Письменная история монголов начинается лишь с конца 12 - начала13 в. Первоначально монголы обитали на берегах Амура. К середине 12 века они усилились, стали теснить древне-татарские племена. В начале 13 века монголы заняли господствующее положение в степях Монголии и Забайкалья. Чингисхан восстановил наименования “Монголия“и “монголы“. Дело в том, что с 40-х годов 12 века этноним “монголы“не употреблялся, а все население, жившее на территории Монголии именовалось татаньцами.Чингисхан официально назвал созданное им государство “Еке Монгол улус“- “Великое Монгольское государство“, а население - монголами. Китайские историки продолжали называть государство Чингисхана “Домом Татань“, а население - татаньцами.Такое положение продолжалось до того времени, пока великий хан Хубилай (1260 - 1264 г.г.) не переименовал государство “Дом Татань“в Дом Юань.
В 15 веке хан Гольци восстановил прежнее название - Дом Татань, а монголов стали по-прежнему именовать татаньцами.
В 16 веке татаньцы завоевали область Чахар. Хан Боси назвал татаньцев чахарцами.
Таким образом, если определять отношение древних татар к древним булгарам и монголам, оказывается, что древние татары выступали по отношению к булгарам как близко-родственное племя, а по отношению к монголам - как один из этнических компонентов в процессе их формирования. В этногенезе как булгар, так и древних татар участвовали одни и те же этнические компоненты в лице имэнцев, древних тюрков и хуннов.

Древнетатарские племена жили в разных географических регионах и развивались в разнообразных исторических и культурно-социальных условиях. Они не только стояли на различных ступенях культурного и социального развития, но и в различной мере смешались с другими этносами. Кроме того, сказался длительный контакт с монголоязычными и маньчжуроязычными племенами. Все это в значительной мере определило этническое своеобразие древних татар и способствовало выработке определенных специфических черт в образе жизни, языке и формах поведения у отдельных групп татар. По условию культурного, социально-политического развития к середине 12 века татары разделились на четыре основные группы: белые татары, черные татары, лесные и приморские татары.
Первая группа - это так называемые “белые татары“(по-китайски “бай-да-да“). Китайцы также их именовали “шу да-да“, т.е. “спелые, созревшие татары“, потому что они близко подошли к культурному уровню китайцев. Их было сравнительно немного, они предпочитали знания, нередко служили толмачами-переводчиками китайским императорам, библиотекарями, писцами.
Вторая группа- это так называемые “черныетатары“по-китайски “ХЭЙ ДА-ДА“, по-монгольски - “ХАРА-ТАТААР“). В эту группу входили самые многочисленные и могущественные племена.Группа “черных татар“жила вдали от культурных центров тогдашнего мира, писать и читать они не умели. Однако “черные татары“искренне жалели “белых татар“и даже их презирали за то, что те продали свою свободу за шелковые ткани, фарфоровую посуду. Сами “черные татары“привольно кочевали по ковыльным степям, никому ничего не платили и никому не служили.
Третья группа - это “лесные татары“(по-китайски “шэн да-да“, дословно означает, “незрелые, несозревшие татары“). Они жили в таежных районах Восточных Саян и Южного Алтая и в тех местах, где расположен современный город Датун в провинции Шаньси Китая.
“Лесные татары“занимались охотой и рыболовством. Они охотились на соболей, белок, горностаев, куниц, бобров. Охотники изготовляли наконечники стрел не из железа (как татары других групп), а из кости. Домашней утвари и боевых доспехов из металла не имели. “Лесные татары“жили зимой в деревянных домах, а летом - в шалашах и навесах из веток. Дома располагали на крутых берегах рек небольшими группами. “Лесные татары“жили разрозненными группами. Они не имели единого правителя. Каждая группа избирала из своей среды старшину. Эта должность была выборная, а не наследственная.
Четвертая группа - это приамурские и приморские татары. Они были прямыми потомками уги. Одни из них кочевали по правому берегу Аргуни, другие вели оседлый образ жизни и жили в поселениях, расположенных на левом берегу Амура, а третьи обитали на берегу Амурского залива. Здесь на берегу бухты Золотой Рог находился крупный татарский город Алакчин. Вокруг этого города было много больших селений. Приморские татары занимались охотой, рыболовством, домашним животноводством и земледелием. Их стада крупного рогатого скота и табуны лошадей были многочисленными.

Окрестности города Алакчина были богаты серебряной рудой. Из серебра древние татары изготовляли не только украшения, зыбки, посуду, но и котлы.

Таким образом, длительное раздельное проживание, особая связь между собой в политическом и экономическом отношении, обилие различных наслаивающихся один на другой этнических компонентов, отсутствие единого административного и культурного центра - все это привело к появлению у древних татар региональных, местечковых различий. Они находились на разных уровнях культурного и социально-экономического развития. Одни из них управлялись беками(древнетюркское слово “бек“означало “твердый, плотный“), другие - старостами. Одни из них широко и активно пользовались благами тогдашней цивилизации, другие жили вдали от культурных центров. У одних господствовали родовые отношения, а у других начался процесс складывания государственности на основе феодальных отношений. Уровень развития и характер хозяйства отдельных древнетатарских племен были также различны. В то же время были и этноинтегрирующие элементы, а именно: единое происхождение, единый в своей основе язык, фундаментальные признаки материальной и духовной культуры.
По свидетельству персидского историка Рашид ад-Дина, татары “с глубокой древности большую часть времени были покорителями и владыками большей части (монгольских) племен и областей, выделялись своим величием и могуществом и полным почетом (от других).

МЕСТОПОЛОЖЕНИЕ ОБЪЕКТА

Информация по экскурсии "Казань 2"


Что бы воспользоваться экскурсией,
Вам необходимо устройство

Под управлением iOS не ниже 5.1.1
или Android не ниже 4.0.1.



Предложения наших партнеров по Казани

За что стоит полюбить Казань

На экскурсии я расскажу, за что стоит полюбить Казань — место пересечения традиций и современности, Востока и Запада. Я объясню,

Автор: Sergey

Казанский Кремль сквозь века

На этой экскурсии вы откроете своеобразие историко-архитектурного комплекса, одного из красивейших архитектурных ансамблей России и памятника всемирного наследия ЮНЕСКО. Вы

Автор: Александр

Красавица Казань в вечерних огнях

Ночные огни невероятно подчёркивают необычные, яркие контрасты Казани. И дело здесь не только в подсветке — в тёмное время суток очертания города преображаются. Белые стены

Автор: Людмила

Речная экскурсия в остров-град Свияжск

На небольшой моторной лодке с настоящим капитаном мы проедем к красивому острову Буяну, на котором расположен град Свияжск — колыбель

Автор: Лариса

Легенды и загадки Казани

Прогулка по центру Казани станет для вас легким погружением в историю города, вы увидите самые красивые и важные достопримечательности –

Автор: Ольга

Кто такие татары

На экскурсии по Старо-татарской слободе вы узнаете историю коренных жителей Казани — татар — об их образовании, занятиях, культуре, вере

Автор: Дина

Старо-татарская слобода. Город в городе

Старо-татарская слобода — практически район-музей, где входная дверь каждого дома — портал в историю Казани и татарского народа. Вы погуляете по уютным улочкам «города в городе», увидите

Автор: Дарья

Контрасты Казани на автомобильной экскурсии по городу

Обозревая город из окна автомобиля, за короткий промежуток времени вы сможете познакомиться со всем историческим дореволюционным центром города и объектами

Автор: Александр

Диалог об архитектуре, религии и выдающихся деятелях Казани

На экскурсии вы увидите архитектурное, религиозное и историческое наследие Казани, разберетесь в особенностях татарской и русской архитектуры, откроете соседство двух

Автор: Александр

Остров-град Свияжск

Свияжск — это живописный, тихий остров вверх по Волге от Казани. Раньше его еще называли круглой горой, ведь берега его

Автор: Александр

Познавательный квест «Восточная шкатулка»

Квест в увлекательной форме познакомит вас со Старо-Татарской слободой, одним из самых уникальных районов Казани, которого не коснулась современность, который

Автор: Зарема

Раифа, Свияжск, Вселенский храм

За один день вы увидите самые выдающиеся достопримечательности в окрестностях Казани: посетите Раифский монастырь, полюбуетесь красивой природой заповедника, познакомитесь с

Автор: Лариса

Познавательный квест «Тайны казанского Арбата»

Если вам не хочется слушать рассказы экскурсовода и придерживаться определенного маршрута, тогда наш квест — то, что вам нужно. Он

Автор: Зарема

Старая Казань

Чтобы открыть старинную, русскую, часть города, которая была здесь со времен пришествия сюда Ивана Грозного, местами неотреставрированную и не совсем

Автор: Наталия

Познавательный квест «Жемчужина Поволжья»

Квест по Кремлю и улице Кремлевской — это своеобразное путешествие во времени. Он познакомит вас с историей Казани 16-20 веков.

Автор: Зарема

Фотопрогулка по живописной Казани

Разнообразие архитектурных стилей, контрасты и яркие краски городских построек делают Казань местом, где вы получите большое удовольствие от фотопрогулки. Этот город с богатым культурным,

Автор: Айрат