Королевский дворец

Длительность: 02:17:55
Язык экскурсии: Русский
Автор: Audiogid

100% Complete (success)
0% Complete (success)

Королевский дворец строился как городская ратуша по проекту художника и архитектора Якоба ван Кампена, которого считают основателем архитектуры голландского классицизма. Так как Амстердамом управляли выборные бургомистры, то ратуша являлась главным административным зданием города.
Пышное здание, ориентированное на римские образцы, должно было стать символом богатства и могущества амстердамских купцов и предпринимателей. Богатому Амстердаму льстило считать себя Северным Римом. Проект ратуши был утверждён в 1640 году, но лишь через 8 лет, после окончания длительной войны с Испанией за независимость, началось строительство. 28 октября 1648 года был заложен первый камень, или, вернее, первая свая.
Всего в основание здания за 10 месяцев было вбито 13 659 деревянных свай. Таким образом ван Кампен создавал прочный фундамент. До этого таких больших зданий не строили из-за зыбких, болотистых грунтов в Амстердаме. А ведь архитектор собирался создать ратушу, достойную торговой и морской столицы мира, которой тогда был Амстердам.
На сваях была сооружена сложная платформа, а на ней возведено здание. 20 июля 1655 года бургомистр Корнелис де Грефф открыл первое крыло новой ратуши. Через два года скончался ван Кампен, и здание завершал другой архитектор – Даниель Сталпаэрт, руководивший всем городским строительством в Амстердаме. Строительство было окончено в 1662 году, оно обошлось городской казне в 8,5 миллионов гульденов.
Длина его главного фасада 80 м, что на 2 м 13 см больше, чем фасад ратуши Антверпена – соперника Амстердама в борьбе за первенство в морской торговле. Желтоватый песчаник, привезённый из графства Бентхайн в Германии, со временем потемнел, и сейчас сложно представить себе, как выглядела ратуша после постройки.
Современники называли здание восьмым чудом света, величайший голландский поэт ван ден Вондел посвятил ему поэму из 1378 стихов. Однако были и те, кто критиковал здание за непропорционально длинную, как вытянутая шея, башню. Купол башни увенчан флюгером, представляющим старинный торговый корабль – когг. Он является одним из символов Амстердама.
Из окон под куполом раньше можно было наблюдать отплытие и прибытие кораблей в Амстердамский порт. Удивительно, но у этого нарядного здания нет парадного входа – лишь небольшая дверь с правой стороны выходящего на площадь портика. То была мера предосторожности – в это время в Амстердаме часто происходили волнения и уличные беспорядки, узкий вход не позволял бунтовщикам быстро попасть внутрь здания. Ведь кроме администрации, располагавшейся в роскошных залах, в подвальном этаже размещались городская тюрьма, оружейный арсенал и казна богатого Амстердама.
Великолепная отделка залов практически полностью сохранилась. В украшении новой ратуши принимали участие скульптор Артус Квелайн, а также художники Якоб Йорденс, Ян Лиевенс, Фердинанд Бол и Ховерт Флинк – ученики Рембрандта.
Якоб ван Кампен приглашал лучших мастеров для оформления интерьеров. В это трудно проверить, но великого Рембрандта не пригласили, посчитав лучшим художником Голландии Флинка. Ему-то и была заказана серия монументальных полотен. Не успев выполнить всей работы, Флинк скончался, и заказ распределили между другими художниками. Одну из картин было предложено написать Рембрандту – «Заговор Юлия Цивилиса».
Юлий был вождём племени батавов, поднявшим восстание против римлян в I веке н.э. Голландцы считали себя потомками батавов, а Юлия Цивилиса – одним из великих предков своего народа. Огромное полотно, самую масштабную из своих картин, Рембрандт создал за два года. Но в этот период пик популярности великого художника давно прошёл, картина не понравилась, и через несколько месяцев её заменили на работу Флинка, которую за 48 гульденов завершил Юрген Овенс, также ученик Рембрандта. Она до сих пор находится в здании.
Рембрандту вернули его картину, он вырезал центральную часть и продал. Сейчас полотно принадлежит Национальному музею Швеции, и является жемчужиной коллеции. Лишь через 100 лет в ратуше появилась картина Рембрандта – знаменитый «Ночной дозор». Так последние двестие лет называют написанный Рембрандтом в 1638 году групповой портрет роты стрелков городской стражи. До середины 18 века она находилась в клубе стрелкового общества, а когда оно распалось, картину перенесли в ратушу.
В простенок, куда поместили «Ночной дозор», картина не помещалась, поэтому полотно варварски обрезали. Открытый огонь камина, грязь и копоть, почти погубили великое произведение. Картину спас художник Ван Дейк, которому амстердамский городской совет поручил реставрацию висевших в ратуше картин. Сейчас всемирно известное полотно является гордостью амстердамского Риксмузеума.
В живописи и скульптуре, украсивших залы ратуши, были воплощены философские и моралистические идеи, выраженные в форме аллегорий. Так, в убранстве Зала Суда фигура мрачной женщины олицетворяет вынесение смертного приговора, окружающие её фигуры символизируют узников, ожидающих своей печальной участи, возвышение для судей украшают аллегории Правосудия, Мудрости и Милосердия.
Зал суда находится в цокольном этаже. После оглашения приговора осуждённых проводили в комнату, находящуюся этажом выше, откуда они через окно выходили на площадь. Эшафот находился прямо перед входом в здание. В Зале Бракосочетаний установлена статуя Венеры. В Зале Банкротств, где подписывались документы о конфискации имущества, находится рельеф с изображением падающего Икара и крыс, копошащихся в канцелярских бумагах.
Роскошные залы дворца можно увидеть – они доступны для публики в то время, когда он не используется королевой Беатрикс для официальных мероприятий и церемоний.
В начале 18 века ратуша стала Королевским дворцом. В 1806 году здесь состоялись коронационные торжества: Наполеон Бонапарт, чьи войска в 1795 году оккупировали Нидерланды, сделал своего брата Луи королём Голландии. Через два года Людовик I (так стал именоваться Луи Бонапарт) разместил в здании ратуши свою резиденцию.
Из всех структур, занимавших помещения ратуши, решено было не переводить лишь находившийся в подвале банк – и это единственный случай в мире, когда королевский дворец и банк существовали в одном здании. Луи привёз во дворец большое количество золочёной мебели, выполненной в стиле ампир. Она полностью сохранилась и считается одной из самых полных в мире коллекций ампирной мебели.
Страна, в которой 27-летний Луи стал королём, вызывала у него симпатию и сочувствие. Он правил разумно и провёл полезные реформы: были очищены каналы и гавань, решена проблема питьевой воды, запрещены захоронения в городской черте. Кстати, именно Луи Бонапарт ввёл привычную современным людям нумерацию домов вместо традиционных рельефных табличек на фронтонах.
Недовольство горожан вызвал лишь приказ короля снести старинное здание Весовой, портившее вид из королевских окон. Здание можно увидеть на многих картинах старинных голландских мастеров. Но главным было то, что несмотря на запрет Наполеона, Луи осмелился нарушить экономическую блокаду Британии – главного врага французов – и разрешил голландцам торговать с Англией, понимая, что торговля – основа основ экономики Нидерландов.
Возмущению Бонапарта не было предела, и Луи пришлось отречься от престола 2 июня 1810 года. Его сын пробыл голландским королём Людовиком II лишь 10 дней, после чего произошла аннексия Нидерландов Францией, и во дворце расположился французский губернатор Шарль Франсуа Лебрюн.
После краха Наполеона в страну вернулся принц Виллем VI Оранский. Принимавший активное участие в антинаполеоновской кампании принц Виллем VI был встречен как национальный герой и объявлен государем. В 1815 году решением Венского конгресса было создано объединённое королевство Бельгии и Нидерландов, королём которого он стал под именем Виллема I.
После смерти своей супруги, королевы Вильгельмины Прусской, король увлёкся графиней д’Ультремон. Избранница короля была бельгийкой и католичкой – в протестантской Голландии её никогда не признали бы законной супругой короля. Чтобы устроить этот брак, король отрёкся от престола в пользу сына, правившего под именем Виллема II и женатого на дочери русского императора Павла Анне Павловне. Её руки в своё время просил Наполеон, но получил от брата Анны, императора Александра I, отказ.
Кстати, в связи со свадьбой в честь жениха Пушкин написал стихотворение «Принцу Оранскому». Таким образом, в жилах голландских королей течёт и кровь дома Романовых.
Виллем II строил роскошные дворцы и собирал предметы искусства, тратя на это огромные деньги. Когда он скончался, бюджет семьи был в таком плачевном состоянии, что Анна была вынуждена обратиться к брату, Николаю I, с просьбой купить коллекцию живописи, чтобы она смогла заплатить долги мужа. Теперь это собрание, включающее работы Рембрандта – одна из жемчужин коллекции Государственного Эрмитажа.
Сын Анны Павловны Виллем III стал (по крайней мере, на сегодняшний день) последним мужчиной на троне Нидерландов – после него и до сего дня страной правили королевы. Его дочь, королева Вильгельмина, в этом дворце отмечала в 1938 году 40-летие своего правления. Его внучка, королева Юлиана, с балкона дворца представила голландскому народу новую королеву – Беатрикс. На этом балконе принц Виллем-Александр в день свадьбы поцеловал принцессу Максиму, и кадры с этим поцелуем, длившимся гораздо дольше положенного по этикету, обошли весь мир.
Сегодня Королевский дворец – один из четырёх, которые находятся в распоряжении голландского монарха. С 1935 года дворец – собственность государства, а королева арендует его, выплачивая символическую плату, равную 1 гульдену или 45 евроцентов. Хотя королевская семья живёт не в Амстердаме, а в Гааге, дворец – официальная королевская резиденция. Здесь проходят мероприятия государственных визитов и королевских приёмов, вручения различных премий.

МЕСТОПОЛОЖЕНИЕ ОБЪЕКТА

Информация по экскурсии "Аудиогид: Амстердам-1"

Информация по экскурсии

Длительность: 3 ч
Длина маршрута: 3-5 км
Автор: О. Слепенкова, Е. Калинина
Читает: В. Козлов

Амстердам, столица Королевства Нидерландов, город обаятельный и дружелюбный. Он прочно обосновался в списке самых интересных для туризма городов Европы. При своих сравнительно небольших размерах и населении в 800 тысяч жителей он абсолютно лишен налета провинциальности, как, впрочем, и пафоса воспоминаний о былом величии. Амстердам не может похвастаться громкими туристическими объектами, зато по его улицам можно бродить бесконечно, совершая все новые и новые открытия. Особую живописность городу придает опоясывающая его сеть искусственных каналов – общая ее протяженность составляет более 100 км, в городе насчитывается более 1000 мостов. По обоим показателям Амстердам в 2,5 раза опережает Венецию.

Независимость, достоинство и свобода – вот главное в ощущении от этого города. Недаром жители говорят, что Амстердам это не только город, но и особое состояние души.


Что бы воспользоваться экскурсией,
Вам необходимо устройство

Под управлением iOS не ниже 5.1.1
или Android не ниже 4.0.1.



Предложения наших партнеров по Амстердаму

Ежедневная экскурсия по Амстердаму

Пеший тур — это лучший вариант для знакомства с небольшим Амстердамом. Наша цель — познакомить вас с настоящим духом города,

Автор: Артем

Запретный Амстердам. Свой человек

Это самый уникальный тур в мире! Можем вас смело заверить, больше нигде вы не охватите так много запретных аспектов нашей

Автор: Артем

Сказочный Амстердам

Амстердам — это, конечно, не только кофешопы и Квартал красных фонарей. Амстердам — это ветер в Вестердоках и запах джина над Иорданом, это дух моря и колокольный

Автор: Anastasia

Амстердам для своих: прогулка по необычным местам

Я приглашаю вас на прогулку по Амстердаму, который знают и любят его жители. Конечно, мы не сможем обойти стороной королевский

Автор: Anastasia

Легенды и мифы города

Приглашаю вас на прогулку, во время которой вы узнаете о самых интересных легендах Амстердама. Экскурсия моя носит информативный характер —

Автор: Леонид

Только с воды, с Амстердамом на — ты!

Предлагаю вам совершить познавательную водную прогулку на моём капитанском шлюпе «ZETA» — будем наслаждаться ажурными переплетениями каналов, мостов и набережных,

Автор: Oleg

Уличное искусство Амстердама

Сойти с обыденной туристической тропы и познакомиться с захватывающим миром современного уличного искусства, историей районов города и тем, что волнует

Автор: Anna

Получить удовольствие от посещения Rijksmuseum с искусствоведом

Я научу вас читать картины голландских художников Золотого Века и расскажу, чем жили, во что одевались, что ели и как

Автор: Александра

Понять Ван Гога

На экскурсии я расскажу о том, что сформировало индивидуальный стиль Ван Гога как предтечи экспрессионизма, каков на самом деле был

Автор: Александра

Харлем для своих: прогулка по необычным местам города

Харлем — город с богатейшей историей и, безусловно, один из красивейших городов в Нидерландах. Мы с вами постараемся разобраться, что

Автор: Anastasia

Красные фонари

Я покажу вам всемирно известный район красных фонарей, сокращённый на 30%, но живой как прежде! В витринах с красной подсветкой

Автор: Леонид

Нетуристический Амстердам

В захваченном туристами Амстердаме ещё остались на удивление тихие и красивые центральные районы, радикально отличающиеся от привычных улиц старого центра.

Автор: Леонид

Гастрономический велотур по Амстердаму!

Давайте за один день посетим самые интересные уголки Амстердама? Чтобы влиться в атмосферу города, мы будем покорять голландскую столицу на

Автор: Мария

Маленькая Голландия: Волендам и Эдам

Эдам и Волендам — удивительные маленькие городки в получасе езды от Амстердама. Они наполнены той необыкновенной атмосферой, которая характерна только

Автор: Артем

Вокруг Амстердама за 7 часов

Мы встретимся с вами у вокзала Амстердама, возьмем велосипеды и на пароме переправимся на другой берег, рассматривая по пути удивительные образцы современной архитектуры, весьма необычный отель и пиратскую

Автор: Anastasia

Амстердам времен Рембрандта, Халса и «малых голландцев»

На прогулке перед вами во всей красе предстанет Амстердам эпохи Золотого века — его старые улочки, горожане разных сословий и, конечно же, величайшие художники. С нашей

Автор: Anastasia