Великие «русские флорентийцы»

Длительность: 02:02:43
Язык экскурсии: Русский
Автор: Audiogid

100% Complete (success)
0% Complete (success)

Флоренцию не просто посещали русские деятели искусств, в жизни некоторых она сыграла важную роль. Древний город стал подлинным соавтором книг, стихов, музыкальных произведений, фильмов. Расскажем лишь о некоторых именах.
-----
Петр Ильич Чайковский часто бывал за границей, Италия, где музыка – это сама жизнь, не была исключением. Во Флоренции есть «Дом Чайковского», он так и называется Сasa di Tchajkovskij (чит. «каза ди Чайковский»), - в особенности после 1997 года, когда дом был продан на аукционе и об этом написала местная пресса.
Впрочем, во Флоренции у композитора было несколько адресов, ибо изо всех зарубежных городов он предпочитал именно город на Арно, не скупясь ему на комплименты.
Другие адреса - гостиница "Софитель" на улице Черретани, здесь композитор останавливался в феврале - марте 1878 года и гостиница "Вашингтон", принявшая маэстро весной 1882 и 1890 годов. Они не столь романтичны и не вызывают желания повесить на них мемориальную доску со словами: "Здесь от бескрайних российских равнин и нежных тосканских холмов питал композитор свои бессмертные гармонии". Это слова с мемориальной доски на Вилле Бончани, на одной из самых красивых во Флоренции улиц - Сан-Леонардо.
Неподалеку от этого особняка проживала в гостинице и та, которая сняла "творческую дачу" для композитора на зиму 1878 года - Надежда фон Мекк. Отношения у них были странные, фон Мекк выступала спонсором композитора, но тот, принимая ее деньги, вниманием особо не жаловал.
Надежда Филаретовна каждый день прогуливалась перед домом Чайковского, но никогда не заходила внутрь. Зато она каждый день получала от него партитуры (композитор сочинял "Орлеанскую деву") - и записки, которые часто цитируют, когда повествуют об этом светлом периоде творчества композитора.
-----
Флоренция оказала большое влияние и на великого писателя Федора Михайловича Достоевского.
Мы точно не знаем, в каком именно доме на площади Питти остановились Федор Михайлович и его жена Анна Григорьевна. Достоевская писала: "...В конце ноября 1868 года мы перебрались в тогдашнюю столицу Италии и поселились вблизи палаццо Питти. Перемена места опять благоприятно повлияла на моего мужа, и мы стали вместе осматривать церкви, музеи и дворцы".
Прожив так почти год, Достоевские уехали в Германию, в Дрезден. Приближалось появление на свет дочери Любочки, и Анна Григорьевна хотела родить в стране, языком которой она владела. Даже в отсутствие достоверного адреса горожане решили отметить память о пребывании Достоевского. Так на доме №22 по площади Питти появилась мемориальная доска с осторожным началом: "В этих местах жил..."
Сведения о жизни Достоевских во Флоренции скупы. Но любимое место супругов известно. Достоевская, ждавшая ребенка, пишет: "Мне предписано было доктором много гулять, и мы каждый день ходили с Федором Михайловичем в Сад Боболи, где, несмотря на январь, цвели розы. Здесь мы грелись на солнышке и мечтали о нашем будущем счастье". Сад Боболи, окружает дворец Питти, это некогда приватный сад Великих герцогов Тосканских.
Во время своего четырехлетнего отсутствия из России Достоевский безумно скучал по родине. Флоренция его немножко выручала: здесь, по свидетельству Анны Григорьевны, "нашлась отличная библиотека и читальня с двумя русскими газетами", и писатель "ежедневно заходил туда почитать после обеда".
Библиотеку, так называемый Кабинет Вьессе, в начале прошлого века учредил один швейцарец-меценат с целью преодоления местного провинциализма: сюда поступали главные европейские издания. Библиотека действует и до сих пор, правда, в другом месте, в палаццо Строцци. И нынешний ее пользователь может расписаться в библиотечном реестре - вслед за Theodore Dostoewsky.
Во всех странах муниципальные власти любят придумывать названия в память тех или иных событий или людей. Многими из таких названий не пользуются, не знают об их существовании. Малозаметная дорожка в городском парке "Кашины" именуется аллеей имени Федора Михайловича Достоевского. Единственное строение на аллее - столбик с этим названием. Если вы захотите поставить флорентийца в тупик, спросите у него, как пройти к «аллее Достоевского».
-----
Один из сюрпризов современной Флоренции - надпись над домофоном: Tarkovsky (чит. «Тарковски»). Открыв телефонную книгу, можно узнать и точный адрес. Дом 91 на улице Сан-Никколо - последнее место его оседлой жизни.
Комната, где он писал сценарий своего последнего фильма "Жертвоприношение", сейчас нежилая; вдова, ныне покойная, устроила здесь нечто вроде домашнего музея. Здесь письменный стол режиссера, личные вещи, икона его небесного покровителя апостола Андрея. Помещается эта комната на крыше средневекового палаццо, возвышаясь над другими крышами и напоминая рубку корабля или неф базилики.
В своем дневнике режиссер писал: "Флоренция - это город, возвращающий надежду". Тарковский проникся им во время съемок "Ностальгии": тосканские достопримечательности - фрески Пьеро-делла-Франческа, недостроенный собор в Сан-Гальгано, бассейн в Баньи Вийони (вспомните сцену со свечой) - стали немыми героями фильма. Когда же режиссер оказался бездомным и скитался по Европе, флорентийская мэрия проявила благородство, предоставив ему жилье в старинном квартале Сан-Никколо. Получил он и звание почетного жителя города. Теперь тут обитает другой Андрей Тарковский - сын режиссера.
-----
Приглянулась Флоренция и другому великому русскому изгнаннику – Иосифу Бродскому.
Бродский и Италия - пример счастливых отношений: поэт признавался, что ему было хорошо в стране, где так много женщин напоминали его мать. Общеизвестна любовь поэта к Венеции, навечно скрепленная завещанием похоронить его «на воде».
Менее известно, что Иосиф Бродский был почетным гражданином Флоренции и обладателем премиального «Золотого флорина» - точной копии средневековой флорентийской монеты. Это звание и сопутствующую награду он получил от местного муниципалитета за свой вклад в мировую культуру.
Мартовским днем 1996 года в Палаццо Веккьо Бродский, в окружении отцов города и стилизованных знаменосцев, получал из рук мэра флорин и указ, а затем читал стихи - в том числе и про Флоренцию. То был последний визит поэта в Италию.
-----
И еще одно имя, которое не так известно. Мария Васильевна Олсуфьева в Италии известна больше, чем на родине. Впрочем, она и родилась в Италии: у ее матери была доверенная флорентийская акушерка.
Среди пяти детей полковника царской армии графа Василия Олсуфьева, бежавшего с семьей из Советской России, дочь Мария сохранила в наибольшей степени свою русскость. Во время "хрущевской оттепели" она увлеклась новой советской литературой, что не было принято среди эмигрантов первой волны, и принялась за переводы.
Первым стал роман Дудинцева "Не хлебом единым", переведенный, по настоянию издательства, за рекордный срок - в 25 дней. Затем последовали Шкловский, Окуджава, Евтушенко. Работоспособность переводчицы поражает: из-под ее пера вышли около полусотни книг, причем таких сложных авторов, как Андрей Белый, Платонов, Мандельштам, Пильняк, Булгаков.
Мария Васильевна стала посещать СССР, где ее принимали тепло. Но все изменилось с началом гонений на Солженицына. Писатель-изгнанник сам указал на Олсуфьеву как на желательную переводчицу "Архипелага Гулаг", и с тех пор Мария Васильевна стала в Советском Союзе persona non grata. Начался новый этап ее деятельности - помощь правозащитникам, в первую очередь Андрею Сахарову.
Олсуфьева скончалась в 1988 году, немного не дожив до радикальных изменений в России, которая, без сомнения, вновь приняла бы ее с почетом. Дочь Марии Васильевны бережно хранит старую обстановку, библиотеку, семейные реликвии.
-----
Если вы во Флоренции не проездом на один день, советуем найти время и посетить пригород Пратолино, связанный с именем Демидовых.
Павел Павлович Демидов князь Сан-Донато (1839-1885) продолжал меценатские традиции своего семейства. Одно из его увековеченных благодеяний как мы помним – это достроенный спустя 600 лет фасад кафедрального собора Флоренции. Глядя на нарядную громаду Санта-Мария-дель-Фьоре, трудно представить, что еще не так давно ее фасад был из рваного, необработанного камня. В Средневековье у горожан банально не хватило средств на достройку собора.
В середине XIX века отцы города призвали всех состоятельных флорентийцев к пожертвованиям на новый, мраморный фасад. Больше всех выделил Демидов, за что и увидел потом свой родовой герб на самом почетном месте - справа от главного входа в главный собор. Княжеский герб вместе с титулом итальянские Демидовы получили из рук местных правителей - великих герцогов Тосканских. В гербе соединились уральское кайло и геральдическая лилия Флоренции.
Богачи Демидовы излили на Флоренцию столько благодеяний, что естественным было появление здесь памятника основателю итальянской ветви Демидовых, Николаю Никитичу. Ваятель Лоренцо Бартолини изобразил Демидова обнимающим сына, у ног изваяния поместил итальянскую девочку - аллегорический объект благодеяний, а по углам пьедестала - аллегории Искусства, Милосердия, Удовольствия и даже... Сибири - как источника несметных богатств фамилии. Сибирь единственная в монументе целиком одетая и в шляпе: образ холода.
Именем Демидова названа и сама площадь. Это закономерно - здесь стоит палаццо, где он жил, тут же - школа, им основанная. Для русского во Флоренции патриотично назначать свидания не "у Давида", а "у Демидова". И не забудьте, что по-итальянски надо говорить "Демидофф" и с ударением на первый слог.
В один прекрасный день Демидовым надоело жить в тесном городе, и они купили усадьбу, которую вскоре прозвали "вторым великогерцогским дворцом". Собственно, таких усадьб у них было две: одна в Сан-Донато, по названию которой им был дан княжеский титул и от которой сейчас остались незначительные фрагменты, вторая же - в Пратолино.
В Пратолино сохранился архитектурный ансамбль эпохи Медичи, но он \заметно обрусел. В центре парка русские владельцы водрузили копию памятника Николаю Никитичу, что стоит на Демидовской площади. В залах дворца развесили картины отечественных мастеров, в первую очередь - Карла Брюллова, которому покровительствовали. Даже композиции цветов на клумбах долженствовали напоминать о России.
Последняя итальянская Демидова (в замужестве Абамелек-Лазарева) скончалась в 1955 году бездетной, оставив всё племяннику - князю Павлу Югославскому. Тот продал виллу со всем ее убранством на аукционе Сотбис, и после разных перипетий усадьба нашла своего нынешнего хозяина - Флорентийскую провинцию, то есть районную администрацию. Так появился новый парк-музей "Вилла Демидофф".
Несколько лет назад итальянскую общественность взволновало громко объявленное намерение российского правительства вернуть свою зарубежную собственность. В кем-то составленных списках значилась и "Вилла Демидофф", всегда бывшая частным владением. Осторожный "райсовет", дабы не тревожить аппетит России, постановил "Виллу Демидофф" переименовать в "Виллу Пратолино".

МЕСТОПОЛОЖЕНИЕ ОБЪЕКТА

Информация по экскурсии "Аудиогид: Флоренция"

Информация по экскурсии

Флоренция — город для упоительных прогулок. Плотность достопримечательностей на один квадратный километр приближается к критической. Соборы Санта-Мария-дель-Фьоре, Сан-Лоренцо, Сан-Марко, галерея Уффици и палаццо Пита, знаменитые мосты Понте Веккьо и Понте Санта-Тринити — все это может довести туриста до эстетического изнеможения. Не бойтесь, если вам вдруг почудилось, что мимо прошел Микеланджело или Боттичелли. Во Флоренции один день как тысяча лет и тысяча лет как один день.

Продолжительность: 2 ч 02 мин


Что бы воспользоваться экскурсией,
Вам необходимо устройство

Под управлением iOS не ниже 5.1.1
или Android не ниже 4.0.1.



Предложения наших партнеров по Флоренции

Ежедневная прогулка по Флоренции

Представьте, что Флоренция похожа на многослойный пирог — изящный и воздушный. На первый взгляд кажется, что можно познакомиться с этим городом, просто прогулявшись по его улицам.

Автор: Tripster

Галерея Уффици: от готики до барокко

Только в галерее Уффици можно увидеть сразу все главные работы Джотто, Рафаэля, Микеланджело и Боттичелли. Музей хранит богатейшее собрание итальянской

Автор: Мария

Влюбиться во Флоренцию

Я с удовольствием расскажу о средневековой Флоренции, познакомлю вас с шедеврами архитектуры Возрождения и покажу самые интересные, характерные улочки древнего

Автор: Мария

Из Флоренции в Тоскану на Кьянти Тур

Тоскана славится своими просторами, живописными холмами, покрытыми оливковыми деревьями и виноградниками. И, конечно, своим терпким вином Кьянти. Во время поездки

Автор: Татьяна

Необычная Флоренция

Эта экскурсия для тех, кому недостаточно обычной обзорной экскурсии, кто хочет увидеть город с другой стороны. Я открою вам тайные

Автор: Даша

Прогулка по Флоренции сквозь тысячелетия

Флоренция пережила падение Римской империи, нашествия варварских племён, кровавые войны Средневековья, радикальную перестройку в конце XIX века и даже месть

Автор: Марина

Первый день во Флоренции

Добро пожаловать в цветущую Флоренцию! За 2 часа я покажу вам самую интересную часть исторического центра города от Дуомо до дворца Медичи-Риккарди, не перегружая датами и именами, рассказывая

Автор: Eugenia

Настоящая Флоренция «для своих»

На этой прогулке Флоренция предстанет перед вами как живой город, а не просто «музей с музеями». Вы побываете на городском рынке, узнаете, как и чем живут обычные

Автор: Eugenia

Сыр и вино в живописном Сан Джиминиано

Этот, пожалуй, самый живописный регион Италии не нуждается в рекламе: красивые средневековые городки, поэтичные пейзажи, вкуснейшее вино и закуски. Я

Автор: Татьяна

Три эпохи в жизни Флоренции: обзорная прогулка

У Флоренции много лиц, она открывается вам постепенно, и каждое здание в центре является ярким свидетельством того или иного исторического

Автор: Лидия

Обзорная прогулка по Флоренции

Я познакомлю вас с наиболее выдающимися объектами и знаменитыми кварталами Флоренции. Каждый уголок здесь – часть определенной эпохи, я помогу

Автор: Даша

Знакомство с Флоренцией

Самые интересные истории о Флоренции, главные достопримечательности и городские красоты собраны в моей экскурсии, за время которой вы получите представление о вкладе Флоренции и её жителей в развитие политической

Автор: Екатерина

Уффици: знакомство с итальянским Ренессансом

Приглашаю вас на экскурсию по галерее Уффицы, где представлена потрясающая коллекция шедевров итальянского Возрождения. Вы проникнете в тонкости итальянской живописи,

Автор: Шорена

В галерею Уффици с историком искусства

Невозможно понять и почувствовать Италию без посещения одного из ее главных музеев — знаменитой галереи Уффици. За время экскурсии вы

Автор: Марина

Классическая обзорная экскурсия по Флоренции

Наша прогулка позволит создать картину Флоренции — колыбели Возрождения. Вас ждут увлекательные истории, легенды и курьезы о достопримечательностях и жителях

Автор: Мария

«Детский день» в галерее Уффици

Часто родители ошибочно считают детей слишком маленькими для посещения музеев только потому, что они неусидчивы или нетерпеливы. А что если

Автор: Антонина