Церковь Санта-Мария-Новелла. Микеланджело

Длительность: 02:02:43
Язык экскурсии: Русский
Автор: Audiogid

100% Complete (success)
0% Complete (success)

Разумнее всего начать наше путешествие именно с церкви Санта-Мария-Новелла, которая находится недалеко от центрального вокзала, носящего ее имя.
Начиналось все с небольшой часовенки посреди виноградников, которую в IX веке построили на подходах к городу, а в XIII веке передали доминиканцам. Те принялись расширять площадь, чтобы желающим послушать проповедь не было тесно. В это время в городе появились одновременно два нищенствующе-проповеднических ордена: доминиканцы и францисканцы.
Считается даже, что святой Франциск со святым Домиником успели повстречаться во Флоренции (хотя это, скорее всего, просто легенда). Каждый орден основал по монастырю (доминиканцы – Санта-Мария-Новелла, францисканцы – Санта-Кроче) и устроил для паствы по вместительной площади.
Так началось соревнование. Доминиканцы славились красноречием, но выступали исключительно на латыни; понять их могли только люди образованные. Францисканцы же изъяснялись на местном наречии и публику собирали попроще, а храмы украшали фресками – своего рода «Библией в комиксах» для неграмотных. Ученые доминиканцы поначалу предпочитали голые каменные стены, а свою главную церковь параллельно приспособили для астрономических нужд, прикрепив к фасаду армиллярную сферу.
В итоге доминиканцы не смогли сопротивляться моде, навязанной конкурентом: фрески не замедлили появиться – только не на всех свободных поверхностях, а исключительно в капеллах и внутренних двориках. В XVI веке настоятель Вазари настоял, чтобы большинство из них были замазаны белилами как морально устаревшие. Помилована была всего одна – «Троица» Мазаччо (1427), она находится между второй и третьей колонной слева.
Фреску спасла верность законам перспективы, считается, что здесь они применены чуть ли не впервые в живописи. Недавно ее отреставрировали, в связи с чем за вход в церковь стали брать деньги. Зато теперь хорошо можно разглядеть Троицу, Марию, Крестителя, коленопреклоненных заказчиков – супругов Ленци и скелет с надписью «Я был тем, что вы сейчас, и есть то, чем вы будете».
Аскетичную «Троицу», впрочем, затмевает роскошная капелла Торнабуони (Cappella Tornabuoni), она же главный алтарь. Ее стены сплошь покрыты росписью Гирландайо, которого Джованни Торнабуони, дядя Лоренцо Великолепного и глава римского отделения банка Медичи, нанял за 1100 золотых флоринов – «к вящему прославлению фамилии».
Заказ и вправду был выполнен по высшему разряду: члены семейства Торнабуони фигурируют почти на всех фресках. В глубине, под потолком, – сам мессер Джованни и его жена Франческа Питти. В левой части, там, где житие Богоматери, – девушка в платье золотого шитья, единственная дочь Джованна. Внизу справа изображено житие Иоанна Крестителя, рядом с пророком Захарией, стоят с безразличными лицами трое – братья и дяди: Джулиано, Джанфранческо и Джован-Баттиста. Чуть повыше, среди дам, явившихся поздравить святую Елизавету, – пожилая синьора в белом платке, Лукреция, поэтесса, меценатка и мать Лоренцо Великолепного.
Помимо родственников заказчика, Гирландайо увековечил самого себя: человек с длинными волосами, в синем камзоле и красном плаще, изображенный в «Изгнании Иоахима из храма», – это он. Там же – друзья автора. В красной шапочке в профиль – основатель Платоновской академии Марсилио Фичино. Кудрявый человек напротив – ближайший друг Лоренцо Великолепного Анджело Полициано. В плаще с черным воротником – оратор и ученый-дантовед Кристофоро Ландино. А большеносый деятель с поднятой рукой – то ли университетский преподаватель греческого Деметриос Халкондилес, то ли наставник Лоренцо - Джентиле де Бекки. Рисовать все это помогал молодой Микеланджело.
Остальные капеллы тоже стоят внимания. Слева от главного алтаря, в капелле Гонди (Cappella Gondi), с которой в 1279 году началось строительство базилики, чудом сохранились византийские фрески – самые древние из всех, что есть во Флоренции. На их фоне висит деревянное распятие Брунеллески (1410-1414). Брунеллески вообще-то скульптурой не прославился, но тут поспорил со скульптором Донателло и решил тому продемонстрировать, как на самом деле должен выглядеть распятый Христос.
По соседству, в капелле Гадди (Cappella Gaddi), под расписанным Алессандро Аллори потолком имеется алтарь с «Иисусом, воскрешающим дочь Иаира» работы Бронзино. А чуть поодаль, в капелле Строцци-ди-Мантова (Cappella Strozzi di Mantova), – «Рай», «Страшный суд» и «Ад» XIV века, что-то вроде иллюстрации к Данте, поэму которого почитатели приравняли едва ли не к писаниям отцов церкви.
Справа от алтаря есть еще одна капелла Строцци (Cappella Strozzi) – на сей раз персональная, имени мессера Филиппо. Небесный патрон заказчика, святой Филипп, фигурирует в качестве главного героя росписи. Роспись (1497-1507) делал Филиппино Липпи, сын женолюбивого францисканца фра Филиппо Липпи.
Помимо фресок капелла примечательна еще и тем, что именно здесь в один прекрасный день 1348 года собрались семь дам и трое молодых людей, «все разумные и родовитые, красивые, добрых нравов и сдержанно-приветливые», – с их встречи начался «Декамерон». За ней – капелла Барди (Cappella Bardi) с «Мадонной» Вазари. Мадонна, впрочем, ничем не выдающаяся: автор был скорее занудой, чем гением, и его «Жизнеописания художников» это только подтверждают. Еще правее – капелла Ручеллаи (Cappella Rucellai), в которой раньше (пока ее не перевезли в Уффици) висела «Мадонна Ручеллаи» Дуччо ди Буонинсенья, а теперь осталось только надгробие доминиканского генерала Леонардо Дати работы Гиберти (1425).
Следующая капелла называется «Чистая» – капелла Пура (Cappella della Pura). На ее месте, по легенде, двум возившимся в грязи детям явилась Мадонна и увела к себе в гости мыться. Здесь есть боковые двери, через которые можно выбраться из церкви на кладбище Плаона (Cimitero della Plaona) с могилой Гирландайо (третья слева), а оттуда – на площадь Санта-Мария-Новелла.
Некоторые главы будут заканчиваться небольшим рассказом про одного из великих флорентийцев. Конечно, их намного больше, чем мы сможем охватить, вы в этом убедитесь, когда попадете во флорентийский пантеон – церковь Санта-Кроче. Гении «цветущего города» должны стать вашими друзьями, верными гидами в прогулках по берегам Арно.
Наш первый рассказ – о первом среди равных - Микеланджело Буанаротти

----- Великие флорентийцы: Микеланджело Буанаротти

Микеланджело - один из наиболее вдохновенных художников в истории искусства. Он считал себя флорентийцем - хотя родился 6 марта 1475 года в маленькой деревне Капрезе около города Ареццо.
Отец Микеланджело занимал разные высокие должности во Флоренции. Он был связан с правящим семейством Медичи, при помощи которых ему удалось устроить 13-летнего сына учеником в мастерскую живописца Доменико Гирландайо. После того, как приблизительно в течение двух лет Микеланджело изучал скульптуру в школе в садах Медичи, он был приглашен в дом Лоренцо де Медичи, прозванного Великолепным.
К этому периоду могут быть отнесены по меньшей мере две дошедшие до наших дней скульптурные работы Микеланджело, которому еще не исполнилось и шестнадцати – «Битва Геркулеса с кентаврами» и «Мадонна на лестнице». В них видно наличие собственного скульптурного стиля юного художника.
Не менее значимой работой молодого Микеланджело стало гигантское мраморное изваяние Давида высотой более 4 метров. Оно находится во Флорентийской академии.
Известная на весь мир скульптура выполнена между 1501 и 1504 гг. Герой Ветхого Завета изображен Микеланджело в виде красивого, мускулистого, обнаженного юноши, который с тревогой смотрит вдаль, как будто оценивая своего врага Голиафа, с которым ему предстоит биться.
Живое, напряженное выражение лица Давида характерно для многих работ Микеланджело - это признак его индивидуальной скульптурной манеры. Одновременно с работой над статуей Давида Микеланджело получил возможность доказать свой талант живописца - ему была заказана фреска "Битва при Кашине" для Зала Пятиста в Палаццо Веккьо.
Проект гробницы Юлия II требовал архитектурной проработки, но серьезная работа Микеланджело на архитектурном поприще началась только в 1519 году, когда ему был заказан фасад Библиотеки Св. Лаврентия во Флоренции, куда художник снова вернулся (проект этот так и не был осуществлен). В 1520-х годах он также разработал и изящный входной зал Библиотеки, примыкающий к церкви Сан-Лоренцо. Сооружения эти были закончены только через несколько десятилетий после смерти автора.
Микеланджело, приверженец республиканской фракции, участвовал в 1527-29 годах в войне против Медичи. В круг его обязанностей входили строительство и реконструкция фортификационных укреплений Флоренции.
Прожив во Флоренции в течение довольно длительного периода, Микеланджело выполнил между 1519 и 1534 годами заказ семейства Медичи на возведение двух гробниц в новой ризнице церкви Сан-Лоренцо, предназначенные для Лоренцо де Медичи, герцога Урбино и Джулиано де Медичи, герцога Неймурского. Две сложных могилы задумывались как представление противоположных типов: Лоренцо - личность, заключенная сама в себе, человек задумчивый, замкнутый; Джулиано, наоборот, активный, открытый.
На протяжении всего своего творческого пути Микеланджело оставался ярким реформатором и основоположником авангардизма искусства Ренессанса. Это особое положение Микеланджело в искусстве его времени с необычайной ощутимостью постигается в тех двух главных центрах Италии, которые были ареной его деятельности,- во Флоренции и Риме. В Вечном городе он и умирает в 1564 году, в возрасте 89 лет, но флорентийцы перевозят его к себе, чтобы упокоить в Санта-Кроче.

МЕСТОПОЛОЖЕНИЕ ОБЪЕКТА

Информация по экскурсии "Аудиогид: Флоренция"

Информация по экскурсии

Флоренция — город для упоительных прогулок. Плотность достопримечательностей на один квадратный километр приближается к критической. Соборы Санта-Мария-дель-Фьоре, Сан-Лоренцо, Сан-Марко, галерея Уффици и палаццо Пита, знаменитые мосты Понте Веккьо и Понте Санта-Тринити — все это может довести туриста до эстетического изнеможения. Не бойтесь, если вам вдруг почудилось, что мимо прошел Микеланджело или Боттичелли. Во Флоренции один день как тысяча лет и тысяча лет как один день.

Продолжительность: 2 ч 02 мин


Что бы воспользоваться экскурсией,
Вам необходимо устройство

Под управлением iOS не ниже 5.1.1
или Android не ниже 4.0.1.



Предложения наших партнеров по Флоренции

Ежедневная прогулка по Флоренции

Представьте, что Флоренция похожа на многослойный пирог — изящный и воздушный. На первый взгляд кажется, что можно познакомиться с этим городом, просто прогулявшись по его улицам.

Автор: Tripster

Галерея Уффици: от готики до барокко

Только в галерее Уффици можно увидеть сразу все главные работы Джотто, Рафаэля, Микеланджело и Боттичелли. Музей хранит богатейшее собрание итальянской

Автор: Мария

Влюбиться во Флоренцию

Я с удовольствием расскажу о средневековой Флоренции, познакомлю вас с шедеврами архитектуры Возрождения и покажу самые интересные, характерные улочки древнего

Автор: Мария

Из Флоренции в Тоскану на Кьянти Тур

Тоскана славится своими просторами, живописными холмами, покрытыми оливковыми деревьями и виноградниками. И, конечно, своим терпким вином Кьянти. Во время поездки

Автор: Татьяна

Необычная Флоренция

Эта экскурсия для тех, кому недостаточно обычной обзорной экскурсии, кто хочет увидеть город с другой стороны. Я открою вам тайные

Автор: Даша

Прогулка по Флоренции сквозь тысячелетия

Флоренция пережила падение Римской империи, нашествия варварских племён, кровавые войны Средневековья, радикальную перестройку в конце XIX века и даже месть

Автор: Марина

Первый день во Флоренции

Добро пожаловать в цветущую Флоренцию! За 2 часа я покажу вам самую интересную часть исторического центра города от Дуомо до дворца Медичи-Риккарди, не перегружая датами и именами, рассказывая

Автор: Eugenia

Настоящая Флоренция «для своих»

На этой прогулке Флоренция предстанет перед вами как живой город, а не просто «музей с музеями». Вы побываете на городском рынке, узнаете, как и чем живут обычные

Автор: Eugenia

Сыр и вино в живописном Сан Джиминиано

Этот, пожалуй, самый живописный регион Италии не нуждается в рекламе: красивые средневековые городки, поэтичные пейзажи, вкуснейшее вино и закуски. Я

Автор: Татьяна

Три эпохи в жизни Флоренции: обзорная прогулка

У Флоренции много лиц, она открывается вам постепенно, и каждое здание в центре является ярким свидетельством того или иного исторического

Автор: Лидия

Обзорная прогулка по Флоренции

Я познакомлю вас с наиболее выдающимися объектами и знаменитыми кварталами Флоренции. Каждый уголок здесь – часть определенной эпохи, я помогу

Автор: Даша

Знакомство с Флоренцией

Самые интересные истории о Флоренции, главные достопримечательности и городские красоты собраны в моей экскурсии, за время которой вы получите представление о вкладе Флоренции и её жителей в развитие политической

Автор: Екатерина

Уффици: знакомство с итальянским Ренессансом

Приглашаю вас на экскурсию по галерее Уффицы, где представлена потрясающая коллекция шедевров итальянского Возрождения. Вы проникнете в тонкости итальянской живописи,

Автор: Шорена

В галерею Уффици с историком искусства

Невозможно понять и почувствовать Италию без посещения одного из ее главных музеев — знаменитой галереи Уффици. За время экскурсии вы

Автор: Марина

Классическая обзорная экскурсия по Флоренции

Наша прогулка позволит создать картину Флоренции — колыбели Возрождения. Вас ждут увлекательные истории, легенды и курьезы о достопримечательностях и жителях

Автор: Мария

«Детский день» в галерее Уффици

Часто родители ошибочно считают детей слишком маленькими для посещения музеев только потому, что они неусидчивы или нетерпеливы. А что если

Автор: Антонина