Концертный зал

Итак, вспомним предысторию. В 1770-е гг. Фридрих Великий задумал реконструкцию Жандарменмаркт. В 1773 г. были снесены конюшни, а в 1776 г. на их месте появился Французский театр комедии, который, правда, проработал всего два года. С 1778 по 1786 гг. здание пустовало, а потом в нём расположился т.н. «Национальный театр», который уже в следующем году был переименован в Королевский Национальный театр.
В 1801—1802 гг. году по приказу Фридриха Вильгельма III для него было выстроено новое здание, которое сгорело 29 июля 1817 года.
Уже 19 ноября того же года король обратился к Карлу Фридриху Шинкелю, который представил проект будущего театра меньше, чем через полгода, в апреле 1818 г., а 4 июля был заложен первый камень в фундамент нового здания.
При разработке плана Шинкелю пришлось учесть множество факторов. Во-первых, в целях экономии нужно было использовать все пригодные для дальнейшей эксплуатации части сгоревшего театра (фундамент, части каменной кладки стен, колонны портика над главным входом). Во-вторых, в новом здании планировалось открыть не только театр, но и концертный и бальный залы, которые можно было бы сдавать для частных мероприятий, а также ресторан, для чего требовалось по-новому организовать внутреннее пространство. Такое расширение функций театра было продиктовано стремлением окупить постоянно растущие расходы на строительство. В-третьих, зал сгоревшего здания был рассчитан на 2000 мест, в новом же должно было быть всего 1200. И, наконец, учитывая недавний печальный опыт, надо было тщательно продумать пожарную безопасность.
Шинкель с успехом выполнил поставленные перед ним задачи и создал при этом один из самых знаменитых своих шедевров. Если посмотреть на современное здание театра с высоты, по форме оно напоминает крест. До пожара строение было сильно вытянуто по линии север-юг. Шинкель расширил его на запад и восток и поместил в этой части театральный зал. В правом крыле были устроены концертный и танцевальный залы, а в левом – ресторан и хозяйственные помещения. При этом оба крыла были возведены точно на старом фундаменте.
Здание внутри и снаружи украшено многочисленными скульптурными изображениями композиторов и героев греческой мифологии: Танталов, Эросов, Психей, Орфея и Эвридики, Диониса и Ариадны.
С колоннами, украшающими фасад театра, архитекторам пришлось помучаться. Те, которые остались от предыдущего здания, были сделаны из песчаника. Однако в условиях жесткой экономии применять этот материал для изготовления остальных колонн было невозможно: в окрестностях Берлина не добывали песчаник, а доставлять его издалека было очень дорого. Поэтому колонны сделали из кирпича и отштукатурили. Однако очень скоро оказалось, что как раз здесь экономить не стоило. Поверхность колонн оказалась настолько чувствительна к погоде, что для поддержания презентабельного вида их приходилось постоянно реставрировать, на что уходило очень много денег. В итоге, в 1883—84 гг. фасад был облицован песчаником.
26 мая 1821 года сцена была торжественно открыта стихотворной драмой «Ифигения в Тавриде» Иоганна Вольфганга Гёте. Впоследствии в драматическом театре нередко проходили концерты и оперные представления. Так, 18 июня 1821 года здесь состоялась премьера оперы Вебера «Вольный стрелок», в 1826 впервые в Берлине исполнялась 9-я симфония Бетховена, в 1829 гастролировал скрипач-виртуоз Николо Паганини, а в 1843 – пианист Ференц Лист. 7 января 1844 здесь состоялась премьера оперы Рихарда Вагнера «Летучий голландец».
Однако в целом репутация театра оставляла желать лучшего. На два-три серьезных спектакля приходилось несколько десятков посредственных. Так, в сохранившемся репертуаре на 1848 год значатся 33 различных пьесы, среди которых ранее запрещенные королём «Разбойники» Фридриха Шиллера, «Принц Фридрих из Хомбурга» Генриха фон Клейста и «Гамлет» Шекспира, а остальные – тривиальные развлекательные пьески и водевили. За такую политику театр не раз подвергался жесткой критике со стороны авторитетных писателей, журналистов и театральных критиков.
Эпоха настоящего искусства началась в театре после падения монархии. В октябре 1919 года он получил новое имя – Прусский государственный театр. Его первым руководителем стал Леопольд Йеснер (нем. Leopold Jessner) – суровый новатор классической режиссуры, соединивший классический и экспрессионистский театр. Спектакли «Ричард III» (1921) и «Наполеон» (1922) игрались на практически пустой сцене, почти исключительно на ступенях, получивших название «лестницы Йеснера». В работе с актерами он добивался от них неистовой жестикуляции и резких перемещений.
Йеснер довольно быстро нажил себе врагов, был вынужден пойти на многочисленные уступки, потеряв при этом значительную часть своих сторонников, и в итоге покинул театр в 1930 году. Значительную роль в этом сыграла и его еврейская национальность. В 1933 году ему пришлось бежать из Германии.
В 1937—45 гг. должность интенданта Прусского государственного театра занимал известный актер и режиссёр Густаф Грюндгенс (нем. Gustaf Grundgens). Он был протеже самого Германа Геринга, который в начале 30-х гг. увидел его на сцене в образе Мефистофеля и был поражен его игрой. Художественные таланты Грюндгенса не оспаривали ни враги, ни друзья, однако многие упрекали его за то, что он встал на сторону нацистов ради собственной карьеры. Грюндгенс же оправдывался тем, что хотел защитить искусство от политики. И действительно, есть свидетельства о том, что он использовал свои связи, чтобы помочь лицам, которых преследовали по политическим причинам.
После сильных разрушений во Вторую мировую войну здание театра было восстановлено в 1979—1984 гг. 1 октября 1984 г. состоялся праздничный концерт по поводу открытия.
Реконструкция фасада почти полностью соответствовала замыслу Шинкеля, однако внутреннее пространство было организовано по-новому, так как в будущем здание планировалось использовать уже не как театр, а как концертный зал. Такое решение было принято по политическим соображениям: в Восточном Берлине – столице ГДР – было несколько пользующихся хорошей репутацией театров, а вот достойного концертного зала не было.
На месте бывшего зрительного зала и сцены возник большой зал на 1600 мест; кроме того, были устроены маленький концертный зал на 400 мест, музыкальный клуб на 80 мест и помещение для репетиций оркестра. Внутренняя отделка была выполнена в классическом стиле, по образцу концертного и бального залов Шинкеля.
После распада ГДР встал вопрос о целесообразности содержания городом Концертного зала, ведь в Западном Берлине уже была филармония. Тогда музыковед Франк Шнайдер (нем. Frank Schneider), ставший в 1992 году руководителем этого заведения, предложил новую экономически выгодную концепцию развития зала: наряду с классической музыкой здесь стала исполняться современная, а также Концертный зал принимал на себя некоторые функции дома культуры. Ежегодно здесь проводится около 550 мероприятий, среди которых концерты с участием видных немецких и зарубежных деятелей искусства, тематические концертные циклы, программы для детей и молодежи и т.д. Оркестр Концертного зала дает в сезон около 100 концертов.

На этом наша экскурсия заканчивается. Мы познакомились с главными достопримечательностями бывшего Восточного Берлина, а ныне района Митте центрального округа Берлина. Архитектурные ансамбли Александерплац, Бебельплац, Жандарменмаркт, исторические памятники на Унтер-ден-Линден, музеи «Музейного острова» – это то, без чего не может состояться полноценное знакомство со столицей Германии. Однако много интересного есть и в Западном Берлине. Это и зоопарк, и замок Шарлоттенбург, и Колонна победы. Нельзя не рассказать и об остатках знаменитой Берлинской стены. Поэтому до встречи в Западном Берлине!

МЕСТОПОЛОЖЕНИЕ ОБЪЕКТА

Информация по экскурсии "Аудиогид: Берлин"

Информация по экскурсии

Столица и крупнейший город Германии, второй по величине город в ЕС. Столица прославленной Германской империи и печально известного Третьего рейха. Берлин — единственный город в мире, в котором долгое время бок о бок, разделенные Стеной, существовали два государства. Но даже в самые тяжелые времена, город оставался культурной столицей и поддерживал полученное ещё в XIX веке почетное звание — «Афины на Шпрее». Экскурсия знакомит с достопримечательностями Восточного Берлина, так называемого района Митте: Александрплац, Музейный остров, бульвар Унтер-дер-линден, Дворцовая и Жандармская площади и другие.

Продолжительность: 1 ч 53 мин


Что бы воспользоваться экскурсией,
Вам необходимо устройство

Под управлением iOS не ниже 5.1.1
или Android не ниже 4.0.1.



Предложения наших партнеров по Берлину

Ежедневная прогулка по Берлину

На дружеской обзорной прогулке вы познакомитесь с историей и современной жизнью динамичного Берлина, за которым не может поспеть ни один

Автор: Tripster

Весь Берлин: с Запада на Восток и обратно

На обзорной экскурсии мы посетим все основные достопримечательности и символы города. Будем перемещаться как пешком, так и на двухэтажном берлинском

Автор: Олег

Прочувствовать характер Берлина

Берлин — это удивительное место, где запад и восток Европы сливаются в единое целое, образуя гармоничную мозаику национальностей, менталитетов и

Автор: Мария

Понять Берлин за 2 часа

Чтобы понять Берлин, его историю и настроение, стоит прогуляться по забытому историческому центру и узнать, как из рыбацкого посёлка город

Автор: Дарья

Пергамский музей. Истории самых необычных экспонатов мира

В рамках экскурсии по Пергамскому музею мы совершим путешествие в Древнюю Грецию, Римскую империю и Междуречье, а также заглянем в

Автор: Татьяна

«Немецкий Оксфорд» — велопрогулка в совсем другой Берлин

Респектабельные особняки профессоров и нобелевских лауреатов, городские виллы верхушки Третьего Рейха и брутальная церковная архитектура времен национал-социализма, университетский кампус по

Автор: Игорь

Вдохнуть берлинский дым свободы

А не хотите ли вы по постиндустральным ландшафтам прогуляться, окунуться с головой в покрытые граффити субурбанические просторы и вдохнуть берлинский

Автор: Андрей

Трансфер + экскурсия по главным местам Берлина

Это экскурсия для тех, у кого есть один день или несколько часов на знакомство с городом (или вы просто не

Автор: Сергей

Как Гитлеру удалось подчинить целую нацию

За время моей учёбы и работы в Берлине я часто задавался вопросом: как это могло произойти? Как целая европейская нация

Автор: Андрей

Кройцберг — Берлин во всей своей колоритности

Узнать, чем живёт сегодняшний Берлин, можно только в его самом сочном квартале — Кройцберге! Слава альтернативности этого района давно вышла

Автор: Дарья

Берлин — столица Третьего Рейха

В современном Берлине, гуляя среди многочисленных достопримечательностей, можно наткнуться и на места, тесно связанные с деятельностью правящей партии Германии периода

Автор: Олег

Концлагерь Заксенхаузен

Это экскурсия в один из самых первых концентрационных лагерей Третьего рейха, основанный нацистами еще в 1936-м году. Огромная территория лагеря

Автор: Олег

Нетуристический Берлин: 100% неформат

Знаете ли вы, что в Берлине есть район, где не встретишь ни одного взрослого?! Настоящий европейский Вудсток! Здесь живет практически

Автор: Олег

Все Мишки Берлина! Экскурсия для детей

Вы планируете поехать в Берлин с детьми? Отлично! Наверное, это самый детский город Европы, даже несмотря на отсутствие поблизости Диснейлэнда.

Автор: Олег

Обзорная экскурсия: руководство по взятию Берлина

Интересная и визуально насыщенная обзорка по Берлину для первого основательного погружения в город. На экскурсии мы пройдем по историческому центру,

Автор: Андрей

Секретные места и удивительные объекты Берлина

Хотите узнать о Берлине новые факты, которые нельзя прочитать в путеводителях? Отправиться в интересные места, куда не заходят любопытные туристы?

Автор: Олег