Пантеон

«Великим людям - благодарное Отечество» (Aux grands hommes la patrie reconnaissante). Это надпись над входом в Пантеон (Pantheon) - усыпальницу выдающихся людей Франции, расположенной в Латинском квартале Парижа на холме Св. Женивьевы.
Слово «пантеон» (греческое - «храм всех богов») отсылает нас к Древнему Риму, где был построен подобный храм в начале нашей эры. 1 ноября 609 года христианская церковь освятила его в честь всех святых, символически заменив языческих богов своими мучениками и праведниками. С тех пор эта дата празднуется как День всех святых, а его канун, к слову, как Хэллоуин. В римском Пантеоне погребены некоторые известные итальянцы, в том числе и Рафаэль, потому это слово, оторвавшись от конкретного храма, стало означать место захоронения великих людей.
Одно из самых величественных сооружений Парижа сегодня служит мавзолеем, где покоится прах великих граждан Франции. Но его драматическая история делает Пантеон еще и памятником человеческим страстям и амбициям. Все началось в далеком 1744 году, когда король Людовик XV прибыл в Мец, чтобы возглавить военные действия против австрийцев, но тяжело заболел лихорадкой. В те времена медицина не умела бороться с такими недугами, все болезни в то время лечили молитвами, прикладыванием к реликвиям и обетами.
Людовик решил эту проблему с истинно королевским размахом. Венценосный правитель обратился к св. Женивьеве, покровительнице Парижа, с обещанием воздвигнуть в ее честь самую большую и самую лучшую церковь в Париже взамен на исцеление. Святая, по всей видимости, его услышала и король выздоровел. Правда, умерла заразившаяся от него любовница, герцогиня Шантору. Депрессия по этому поводу прошла лишь с появлением новой пассии, Жанны Антуанетты Пуассон, по мужу – госпожи д'Этиоль, которой было суждено войти в историю под именем маркизы де Помпадур.
Вскоре маркиза стала главным советником короля в делах государственных и назначила инспектором королевских зданий своего 18-летнего брата Абеля Франсуа, будущего маркиза де Мариньи. У юноши не было ни специального образования, ни особенных талантов в архитектуре и строительстве, поэтому было срочно организовано его обучение, в частности двухгодичная поездка в Италию в сопровождении архитектора Суфло. По возвращении маркиз получил желанное место и занимал его до 1773 года.
О своем обете Людовик вспомнил только спустя одиннадцать лет в 1755 году. Тут-то он поручил Мариньи рассмотреть проекты и назначить архитектора. И в качестве автора проекта был предложен Суфло, тот самый, что сопровождал маркиза в поездке по Италии.
Сегодня трудно оценить революционные архитектурные идеи, предложенные Суфло. За две с лишним сотни лет его здание стало классикой, которую боготворили и одновременно ниспровергали следующие поколения зодчих. После сумасшедших творений XX века нас уже трудно чем-то удивить. Но для эпохи барокко с его пышностью и декоративной вычурностью возврат к строгой простоте античной Греции был почти шоком. Поэтому проект вызвал недовольство консерваторов и восторг прогрессистов.
Суфло решил соединить в своем творении лучшие достижения мировой архитектуры, накопленные к тому времени. Он создал великолепный шестиколонный греческий портик, увенчал здание куполом, которого древние греки вовсе не знали, сделал интерьер легким и светлым, как в готике, но использовал при этом сводчатые романские потолки.
Конечно, есть за что покритиковать архитектора. Здание вышло суховатым и рациональным. Купол и портик не слишком гармонично сопрягаются друг с другом, кажется, будто один поставлен на другой. В этом смысле собор Дома Инвалидов, где ордер буквально врос в архитектурную плоть, выглядит куда более цельным.
К тому же конструктивно здание оказалось не слишком прочным. Мало того что подвижки грунта вызвали с годами многочисленные трещины, так еще и начали ржаветь металлические стяжки, которыми архитектор скрепил сооружение, чтобы добиться большей легкости каменной кладки. В результате к началу 1980-х гг. здание стало буквально сыпаться на голову посетителям, и его пришлось закрыть на длительную реставрацию.
Все же с уверенностью можно сказать, что поставленную перед собой цель Суфло выполнил,– «в одной из прекраснейших форм воплотить гармонию легкости готической конструкции, чистоты и великолепия греческой архитектуры». В Париже появилась церковь небесной покровительницы города, способная соперничать как с римским собором Св. Петра, так и с лондонским собором Св. Павла.
В 1774 году умер король, за тридцать лет так и не исполнивший обета, данного св. Женевьеве. Еще через шесть лет скончался Суфло, не дождавшийся завершения своего великого проекта. Только в 1790 г. его помощники Ронделе и Бребион довели дело до конца. Однако драматическая история храма св. Женевьевы на этом не закончилась, а скорее только началась.
Революция, разразившаяся во Франции в конце XVIII века, нуждалась в прославлении своих героев и деяний. И когда она потеряла первого из своих пламенных трибунов, графа Мирабо, тот был торжественно похоронен в Пантеоне. Спустя пару лет Марат и Робеспьер нашли доказательства тайной связи Мирабо с королевским двором и вчерашний герой стал предателем. Его прах вынесли из Пантеона и закопали на кладбище для преступников. Вскоре Марат был убит и занял в Пантеоне освободившееся после Мирабо место. Но тоже был развенчан и перезахоронен на кладбище неподалеку.
В последующие годы во Франции то восстанавливалась монархия, то побеждала республика, то короновался император, то торжествовала Коммуна. Соответственно Пантеон то превращался в церковь, то возвращал статус пропагандистской гражданской усыпальницы. Спиливались и восстанавливались кресты, менялись надписи, сбивались барельефы, заказывались новые росписи...
Почти сто лет Пантеон выяснял свое предназначение, пока в 1885 году здесь не похоронили Виктора Гюго, великого писателя и властителя дум не одного поколения. С тех пор никаких революционных перемен в судьбе бывшей церкви Св. Женивьевы не происходило. Здесь по-прежнему хоронят великих граждан Франции. Их могилы расположены внизу, в крипте, куда ведет лестница из бывшей алтарной части.
Чтобы здание больше соответствовало духу торжественной гробницы, в годы революции решили затемнить интерьер и заделали практически все окна по его периметру. Из-за этого, к сожалению, теперь нельзя оценить в полной мере замысел Суфло, стремившегося к свету и легкости. Следы замурованных окон видны на стенах слева и справа от центрального входа.
Несмотря на искажение первоначального архитектурного замысла, интерьер Пантеона по-прежнему производит величественное впечатление, благодаря готической легкости. Многочисленные скульптуры и росписи на стенах посвящены истории св. Женивьевы в память о временах, когда здание носило ее имя.
К центральному куполу подвешен огромный маятник Фуко, показывающий вращение Земли, на выходе открывается вид на полукруглую площадь с двумя симметричными зданиями справа и слева и уходящую вдаль улицу Суфло между ними с виднеющейся вдалеке Эйфелевой башней. Новым словом в архитектуре в последующие времена вдохновлялись многие зодчие. Например, под большим влиянием парижского чуда выросли купола вашингтонского Капитолия и Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге.
В некрополе Пантеона похоронены Вольтер, Руссо, Виктор Гюго, Эмиль Золя, Жан Мулен, Мария Складовская-Кюри, Луи Брайль, Жан Жоре и его архитектор Суффло. Ходили слухи, что в 1814 году останки Вольтера были украдены религиозными фанатиками и брошены в кучу мусора, поэтому в 1897 году открыли гроб писателя и убедились, что его тело на месте.
30 ноября 2002 года шесть республиканских гвардейцев в составе пышной торжественной процессии пронесли к Пантеону гроб Александра Дюма, автора «Трех мушкетеров». Его останки, драпированные синим бархатом с девизом мушкетеров: «Один за всех и все за одного», были перенесены с первого места погребения на кладбище Вилле-Котре (Cimetiere de Villers-Cotterets). В своей речи президент Жак Ширак (Jacques Chirac) заявил, что несправедливость была исправлена и один из самых великих писателей Франции получил заслуженные почести.
Горькая ирония посмертных судеб обитателей Пантеона нашим соотечественникам понятна как никому. Едва ли не каждого российского властителя боготворили при жизни, превозносили при похоронах и проклинали после смерти. Но каждый следующий все равно надеется обрести бессмертную славу, аналогичную прижизненным восхвалениям.
По улице, названной именем великого архитектора Суфло, от Пантеона можно попасть к Люксембургскому дворцу.

МЕСТОПОЛОЖЕНИЕ ОБЪЕКТА

Информация по экскурсии "Аудиогид: Париж"

Информация по экскурсии

Длительность: звук 2,5 часа
Длина маршрута: 3-5 км
Автор: О. Васильева
Читает: Е. Загузов

Культурным и деловым центром Франции, безусловно, является прекрасный и эклектичный Париж. Это город искусства и архитектуры, запечатленной в камне истории, город моды, романтики и утонченного стиля, где жизнь не затихает ни днем, ни ночью. Одним словом, "праздник, который всегда с тобой". Французы не преувеличивают, когда называют Париж столицей мира. Он подчиняет себе с первого вгляда, приходится постоянно напоминать себе: "Это правда, я здесь, я – в Париже!".

Здесь и удивительные краски Азии, и неприступная надменность бутиков, зажигательная атмосфера «греческих» улиц и величие исторических зданий на набережной Сены. Париж – это более 200 музеев и монументов, огромное количество историко-архитектурных памятников, около 140 театров, 90 кинотеатров, более 120 кабаре и концертных площадок; это знаменитые парки развлечений и шикарные магазины. Париж – столица «высокой» моды. Здесь не просто работают, но и родились знаменитые французские Кутюрье: Коко Шанель, Ив Сен Лоран, Кристиан Диор и Дживанши.


Что бы воспользоваться экскурсией,
Вам необходимо устройство

Под управлением iOS не ниже 5.1.1
или Android не ниже 4.0.1.



Предложения наших партнеров по Парижу

Главные сокровища Лувра за 2 часа

Хотите стать с Лувром на «ты» и быстро понять, сколько эпох и величайших культурных ценностей вобрал в себя этот музей? Вы воочию увидите предметы искусства, без

Автор: Krista

Ежедневная прогулка по Парижу

На нашей дружеской прогулке вы познакомитесь с нетривиальной историей Парижа, окунетесь в романтическую атмосферу города и взглянете на него глазами

Автор: Tripster

Монмартр и его улочки

Знаменитый холм в 18 квартале Парижа — кладезь исторических сюжетов и фактов, обитель богемы XIX века и один из самых аутентичных уголков города. Отправляйтесь со мной на улицы

Автор: Ольга

Первое посещение Лувра. Вечерняя прогулка по музею

Первое знакомство с грандиозным Лувром — мероприятие ответственное: экскурсия в небольшой группе в вечернее время позволит сделать его комфортным и

Автор: Ольга

Шедевры коллекций музея Орсе за 2 часа

В отличие от многогранного Лувра музей Орсе собрал очень узкую, но не менее ценную коллекцию — работы импрессионистов, ставшие визитной

Автор: Krista

Прогулка в атмосфере Марэ

Забытый и заброшенный 60 лет назад, сегодня квартал Марэ стал модным и любимым местом парижан и путешественников. Здесь гармонично соседствуют

Автор: Ольга

Лувр в первый раз

За 2 часа вы не только увидите великие произведения искусства, но и узнаете контекст их создания и включения в коллекции

Автор: Евгения

Знакомство с Парижем на автопрогулке

Давайте ненадолго затеряемся среди бульваров и улиц Парижа, среди цветущих платанов и бесценных культурных объектов. Мы проедем по самым величественным

Автор: Александр

Приключение на Эйфелевой башне. Город с высоты для детей и взрослых

Каждый видел Эйфелеву башню хотя бы на картинках, но что мы знаем об этой архитектурной жемчужине Парижа? Сколько удивительных деталей скрыто от наших глаз, сколько историй

Автор: Марина

По Версалю не спеша

Пожалуй, самый известный дворцово-парковый ансамбль Европы манит путешественников своим размахом и роскошью. Этот архитектурный шедевр стал проектом всей жизни Людовика XIV

Автор: Krista

Интерактивная прогулка по Лувру с детьми

Кто сказал, что музей — это скучно? Я предлагаю вам не экскурсию, а увлекательную игру, в которой знакомство с шедеврами

Автор: Лаура

Страшные истории и легенды Парижа

Париж — один их самых мистических городов на земле. Чего только не происходило в этом необыкновенном городе. Его улицы и

Автор: Людмила

Узнать Париж за 3 часа

Оказавшись в Париже, так хочется всё успеть – всё увидеть, понять и почувствовать! Эта экскурсия создана специально для тех, кто

Автор: Dina

Понять Париж за два часа

Во время экскурсии вы узнаете героические, романтические, литературные и таинственные истории, которые хранят особняки, соборы и улицы Парижа. Я расскажу

Автор: Елена

Волшебный Диснейленд: VIP-сопровождение

Я помогу вам провести время в Диснейленде так, чтобы вы почувствовали сказку наяву, а не проводили по часу в очереди

Автор: Alena

Париж: первая встреча

Париж — из тех городов, где легко растеряться от счастья и упустить ту чарующую атмосферу, о которой пишут путеводители. Эта

Автор: Anna