Эйфелева башня


Эйфелева башня (Tour Eiffel) - самая узнаваемая архитектурная достопримечательность Парижа, всемирно известная как символ Франции, названная в честь своего конструктора Густава Эйфеля и являющаяся местом паломничества миллионов туристов.
В горизонтальной проекции Эйфелева башня опирается на квадрат площадью в 1,6 гектара. Вместе с антенной ее высота составляет 320,75 метра, а весит она 8600 тонн. Как уверяют специалисты, в процессе ее постройки было использовано 2,5 миллиона заклепок, для того, чтобы получился плавный изгиб. 12 000 деталей для башни изготовлялись по точнейшим чертежам. Кроме того, самая высокая по тем временам башня в мире была смонтирована 250 рабочими в поразительно короткий срок.
Изначально Эйфелева башня строилась как временное сооружение с функцией входных ворот на Всемирную парижскую выставку, открывавшуюся 31 марта 1889 года. К 1909 году её предполагалось разобрать на металлолом, дабы она своим варварским видом не уродовала облик Парижа. Однако от этой несправедливости башню спасло бурное развитие радиовещания.
О планах устроения выставки было объявлено за 5 лет до её открытия, и французские архитекторы, скульпторы и инженеры в расчете на получение выгодных госзаказов начали готовить предложения по возведению её павильонов и сооружений. 1 мая 1886 года открылся общенациональный конкурс выставочных проектов, на котором было представлено 107 работ. Попадались среди них весьма экзотические. Так, например, был предложен монумент гигантской гильотины, который символизировал бы «достижения революции».
Об установке гигантской башни, предложенной Гюставом Эйфелем (Alexandre Gustave Eiffel, 1832–1923), было известно задолго до открытия конкурса. Все взоры обратились на этого блистательного инженера, прославившегося созданием каркаса и постамента для статуи Свободы, вокзала в городе Пешт, железнодорожного виадука в южной Франции и ряда уникальных стальных мостов. Он заранее считался главным претендентом на победу, поскольку никто лучше мсье Эйфеля не мог обеспечить надежность сооружения и соблюдение графика его строительства.
Надо сказать, что идея башни была позаимствована Эйфелем у инженеров, работавших на принадлежавшем ему заводе металлоконструкций в Леваллуа-Перре близ Парижа, - у Мориса Кёхлена (Maurice Koechlin) и Эмиля Нугье (Emile Nouguier). Однако именно Эйфель превратил голую схему в шедевр не только инженерного искусства, но и зодчества.
Однако на этапе утверждения проекта далеко не всем он понравился. Многие французские деятели культуры пришли в ужас от одной только мысли, что им придется наблюдать железное чудовище с любой точки Парижа. В феврале 1887 года в газете «Le Temps» было опубликовано открытое письмо директору выставки Альфану с призывом не допустить торжества варварства в культурной столице мира. Среди подписавшихся под ним - писатели и Александр Дюма-сын, поэт Поль Верлен, композитор Шарль Гуно.
«Мы, страстные любители до сих пор ещё не тронутой красоты Парижа, протестуем всеми силами нашей возмущенной души, во имя оскорбленного французского вкуса, во имя находящихся под угрозой французского искусства и истории. Неужели Париж… подчинится побуждаемой корыстными мотивами фантазии конструктора машин и тем самым навсегда и безнадежно обесчестит себя?», — говорилось в письме. При этом башня высокохудожественно сравнивалась с «трагическим уличным фонарем», со «скелетом колокольни» и, естественно, с Вавилонской башней. Эйфелю пришлось проявить изрядную изобретательность и дипломатичность, чтобы погасить волнения в стане консерваторов. Умиротворению «урбанистических экологов» в определенной мере способствовало решение о том, что через 20 лет после возведения башня будет демонтирована.
Выделенных парижским муниципалитетом на строительство башни 1,5 млн. франков хватило ненадолго. Поэтому вскоре было создано акционерное общество, которое смогло аккумулировать 6 млн. франков. Причем половину этой суммы собственноручно внес Эйфель. Строительство началось 28 января 1887 года. Благодаря использованию современных технологий и прогрессивной форме организации труда закончилось в рекордно короткие сроки. Всего лишь 300 рабочих возводили стальную громадину чуть больше двух лет: башня была открыта 31 марта 1889 года. 40 лет она оставалась самым высоким сооружением мира, почти в два раза превышая «рост» Кёльнского (156 м) и Ульмского (161 м) соборов.
На первой платформе расположены залы ресторана и смотровая площадка. На второй — ресторан и смотровая площадка, а также резервуары с машинным маслом для работы подъемного механизма лифта. Позже гидравлический подъемник был заменен электрическим. На самом верху находились астрономическая и физическая лаборатории. А также рабочий кабинет Эйфеля, который инженер устроил для того, чтобы доказать сомневающимся устойчивость своего сооружения.
Надо сказать, что конструкция башни такова, что даже в самую сильную бурю, возможную в данных широтах, её верхушка отклоняется всего лишь на 12 см. Инженеру удалось достичь столь отменной характеристики за счет искривления несущих колонн, которые имеют вогнутую форму. Это конструкторское решение одновременно было и дизайнерской находкой, поскольку добавило башне изящности. Более ветровой нагрузки Эйфель опасался деформации стальной конструкции в результате неравномерного её нагрева солнечными лучами. Но и этот возмущающий фактор не критичен. В рекордную летнюю жару было зафиксировано 18-сантиметровое отклонение передающей антенны. Что же касается угрозы проседания фундамента, то она была сведена к пренебрежимо малому значению. Давление башни на опору равно 4 кГ/см2, что эквивалентно давлению на пол ножек стула, на котором сидит человек.
В восточной и западных опорах установлены два лифта, эксплуатирующиеся до настоящего времени. Второй и третий этажи башни соединял двухуровневый вертикальный лифт оригинальной конструкции инженера Эду, состоявший из двух взаимоуравновешенных кабин. В связи с тем, что лифт Эду не мог работать зимой, в 1983 году он был заменен 4-кабинным лифтом с электрическим приводом, который обеспечивает беспересадочное сообщение между этажами.
На вершину башни, помимо лифта, можно подняться по лестнице, имеющей 1792 ступени. 31 марта 1889 года, после того как Эйфель торжественно сдернул громадное покрывало, прикрывавшее первый этаж, по ним поднялись на самый верх несколько самых крепких чиновников парижского муниципалитета.
Эйфелеву башню встретили с восторгом не только парижане. За время работы выставки её посетили 2 млн. человек. Коммерческая эксплуатация башни оказалась настолько выгодным предприятием, что в период с апреля по январь следующего года продажа входных билетов покрыла две трети строительных расходов. Интерес к инженерно-архитектурному шедевру Эйфеля не угас и поныне: башня - едва ли самый посещаемый исторический памятник Европы. Сравнительно недавно был зарегистрирован 200-миллионный посетитель.
По прошествии 20 лет ни о каком демонтаже уже не шло и речи, что было предопределено как экономически, так и технически. Перед продлением договора об аренде башни на 70 лет Эйфель представил муниципалитету Парижа многостраничный труд, в котором обосновал неоспоримую пользу, которую способно принести его детище в различных областях науки и техники. При этом одним из главных её достоинств явилось то, что на ней начали размещать радиопередающие антенны, а впоследствии к ним прибавились и телевизионные. За счет них башня подросла на несколько метров.
Но на этом Эйфель не остановился. Он не упускал возможность увеличить популярность своего произведения. Так, например, он убедил великого композитора Шарля Гуно написать что-нибудь «этакое» на верхней платформе башни. Бригада рабочих несколько дней, ступень за ступенью, тащила рояль в поднебесье, что взахлеб обсуждалось в газетах. После чего Гуно, запершись в кабинете Эйфеля, сочинял «Концерт в облаках».
Теперь заботы о башне несут на себя городские власти. Они придумывают разные способы ее использования в рекламных акциях и поддерживают ее «товарный вид». Одних только иллюминационных ламп сейчас на ней около ста тысяч, а для защиты от коррозии каждые 7 лет ее надо покрывать краской - на это её уходит 57 т. Расходы значительные, но красота того стоит. И хорошо себя окупает.
Не пожалейте времени и поднимитесь на смотровую площадку, чтобы осмотреть с высоты птичьего полета те достопримечательности, с которыми мы познакомились в ходе нашей прогулки.

МЕСТОПОЛОЖЕНИЕ ОБЪЕКТА

Информация по экскурсии "Аудиогид: Париж"

Информация по экскурсии

Длительность: звук 2,5 часа
Длина маршрута: 3-5 км
Автор: О. Васильева
Читает: Е. Загузов

Культурным и деловым центром Франции, безусловно, является прекрасный и эклектичный Париж. Это город искусства и архитектуры, запечатленной в камне истории, город моды, романтики и утонченного стиля, где жизнь не затихает ни днем, ни ночью. Одним словом, "праздник, который всегда с тобой". Французы не преувеличивают, когда называют Париж столицей мира. Он подчиняет себе с первого вгляда, приходится постоянно напоминать себе: "Это правда, я здесь, я – в Париже!".

Здесь и удивительные краски Азии, и неприступная надменность бутиков, зажигательная атмосфера «греческих» улиц и величие исторических зданий на набережной Сены. Париж – это более 200 музеев и монументов, огромное количество историко-архитектурных памятников, около 140 театров, 90 кинотеатров, более 120 кабаре и концертных площадок; это знаменитые парки развлечений и шикарные магазины. Париж – столица «высокой» моды. Здесь не просто работают, но и родились знаменитые французские Кутюрье: Коко Шанель, Ив Сен Лоран, Кристиан Диор и Дживанши.


Что бы воспользоваться экскурсией,
Вам необходимо устройство

Под управлением iOS не ниже 5.1.1
или Android не ниже 4.0.1.



Предложения наших партнеров по Парижу

Ежедневная прогулка по Парижу

На нашей дружеской прогулке вы познакомитесь с нетривиальной историей Парижа, окунетесь в романтическую атмосферу города и взглянете на него глазами

Автор: Tripster

Интерактивная прогулка по Лувру с детьми

Кто сказал, что музей - это скучно? Я предлагаю вам не экскурсию, а увлекательную игру, в которой знакомство с шедеврами

Автор: Лаура

Главные сокровища Лувра за 2 часа

Хотите стать с Лувром на «ты» и быстро понять, сколько эпох и величайших культурных ценностей вобрал в себя этот музей? Вы воочию увидите предметы искусства, без

Автор: Krista

Узнать Париж за 3 часа

Оказавшись в Париже, так хочется всё успеть – всё увидеть, понять и почувствовать! Эта экскурсия создана специально для тех, кто

Автор: Dina

Приключение на Эйфелевой башне. Город с высоты для детей и взрослых

Каждый видел Эйфелеву башню хотя бы на картинках, но что мы знаем об этой архитектурной жемчужине Парижа? Сколько удивительных деталей скрыто от наших глаз, сколько историй

Автор: Марина

Париж на ладони — насыщенная обзорная экскурсия

Вы мечтали побывать в этом прекрасном городе — и вот вы в Париже. Столько всего хочется посмотреть, посетить, узнать... Но с чего начать? Отправляйтесь на обзорную экскурсию, чтобы промчаться

Автор: Alvina

7 слов о Монмартре

Монмартр – это не только художники, романтика, базилика Сакре-Кёр и «Мулен Руж»! Мы отойдем от проторенных туристических маршрутов и свернем

Автор: Dina

Фотосессия в идеальных местах Парижа

В Париже есть множество мест, где можно сделать идеальные фотографии. Мы можем провести фотосессию в тех районах, которые нравятся всегда

Автор: Polina

Знакомство с Парижем на автопрогулке

Давайте ненадолго затеряемся среди бульваров и улиц Парижа, среди цветущих платанов и бесценных культурных объектов. Мы проедем по самым величественным

Автор: Александр

Монмартр и его улочки

Знаменитый холм в 18 квартале Парижа — кладезь исторических сюжетов и фактов, обитель богемы XIX века и один из самых аутентичных уголков города. Отправляйтесь со мной на улицы

Автор: Ольга

По Версалю не спеша

Пожалуй, самый известный дворцово-парковый ансамбль Европы манит путешественников своим размахом и роскошью. Этот архитектурный шедевр стал проектом всей жизни Людовика XIV

Автор: Krista

Большая прогулка по Лувру

Данная экскурсия, без сомнения, вас духовно обогатит. Вы пройдетесь по девятивековой истории, проследите эволюцию вкусов и предпочтений европейской цивилизации и

Автор: Nadezhda

Маленькая парижанка — женская фотосессия

В Париже каждая женщина становится немного француженкой — сам город наполняет вас шармом и невесомым флером французского обаяния. Чтобы почувствовать это, мы прогуляемся по характерным

Автор: Luron-Pakharukova

Трансфер «Аэропорт — Париж»

Мы предлагаем высококачественный сервис на комфортных автомобилях с лицензированными русскоговорящими водителями, которые не только доставят вас до нужного места за

Автор: Сергей

Прогулки по Монмартру

Район Монмартр, расположенный на одноименном холме, значительно отличается от других кварталов Парижа и своей историей, и атмосферой. В далеком прошлом

Автор: Мария

Кладбище Пер-Лашез

Пер-Лашез — настоящий музей под открытым небом и самая необычная достопримечательность Парижа. Место, где царят покой и умиротворение, где история

Автор: Мария