Целетная улица. Монетный двор

На пересечении с улицей Фруктовый рынок (Овоцный трг) дом № 36, по Целетной улице (порядковый номер 578) находится Новый монетный двор (Нова минцовна). Начиная со средних веков, на этом месте в разные периоды функционировал монетный двор. Мемориальная доска гласит, что здесь с 1420 года чеканили чешские деньги. Монетный двор размещался на этом месте вплоть до 1784 года. Здание двора в стиле позднего барокко, построил в 1759 году архитектор Я. И. Вирх. На портале изображены воины и шах¬тёры.
По этой же стороне Целетной улицы, напротив Монетного двора, стоит дом №34 с загадочным названием «У Черной Матери Божьей». Это величественное здание в стиле кубизма, построенное в 1911-1912 гг. по проекту архитектора Йозефа Гочара на месте бывшего готического дома.
Художественное направление кубизма было очень популярно в Чехии в начале XX века, как сказали бы сегодня – ультрамодно. Этот стиль находил воплощение не только в архитектуре, но и в изобразительном искусстве, дизайне мебели, изготовлении стекла, керамики и фарфора. Дом «У Черной Матери Божьей» – самый старый в стиле кубизма в Праге. Он был торжественно открыт в 1912 году, и его интерьер тоже оформлен в соответствии с идеалами этой художественной концепции. Сейчас в доме постоянная экспозиция произведений чешского кубизма.
На углу дома можно увидеть скульптуру Черной Матери Божьей, в позолоченном облачении. Это – завораживающая особенность пражских построек – домовый знак. Изначально дома в Праге не были пронумерованы, как сегодня, но дома имели своё имя – знак.
Знаки домов служили в средневековом городе ориентирами. Они идентифицировали дом, давали ему характер, в изображении символа выражалась индивидуальность владельца: художественные вкусы, политические пристрастия, профессия, имя, или даже прозвище. Все зависело от фантазии хозяина. Такими знаками могли быть изображения животных, растений, фруктов, небесных светил, чего угодно! Даже Черной Мадонны.
Домовые знаки, также называемые мерками, на пражских улицах стали появляться в конце XIV века. До этого времени дома различали только по владельцам или по длинным описаниям. Домовые знаки чаще всего изображали на дверных щитах или прямо на штукатурке, в виде рельефа, каменной или деревянной скульптуры.
Жители города дворянского происхождения укрепляли на фасаде свои гербы, ну а горожане, имевшие права мещанства, создавали себе для дома особые знаки. В первоначальном значении мещанин – житель данного места, просто житель, горожанин, а не носитель каких-то негативных качеств. Как правило, мещанин имел недвижимость в городе. Включения в мещанское сословие люди добивались годами, иногда даже десятилетиями.
Новые владельцы часто меняли домовые знаки, почти произвольно, и таким образом, один дом в течение столетий менял несколько названий и соответственно домовых знаков. Позже, с XV-XVI веков установка знака на доме должна была согласовываться с Шестипанским ведомством, ставшим своеобразной средневековой строительной инспекцией. Она следила, чтобы на одной улице не было одинаковых названий, и знаки не утратили свой первоначальный смысл.
С 1770 года на пражских домах появились номера, и домовые знаки утратили свое значение. Сегодня на исторических пражских домах можно увидеть две таблички с номером: красную и синюю. На синей номер дома, проставленный по привычной нам системе. Красный номер обозначает очередность постройки дома в своем историческом районе. Чем дом старше, тем номер меньше. И если, проходя по узеньким средневековым улочкам, вы увидите на красном поле двузначную цифру, то знайте: перед вами ветеран, которому никак не меньше трехсот лет.
Точное число сохранившихся знаков на домах неизвестно, их не менее 200-300. Многие знаки навсегда исчезли в период уничтожения старых домов, были украдены или выброшены во время реконструкции зданий. Некоторые из них хранятся в музее города Прага.
Какова историческая, культурная, художественная ценность знаков? Прежде всего, уже самим фактом своего существования они придают дому и пространству неповторимую индивидуальность, выражение, атмосферу, дух места – то, чего так старательно и безуспешно добиваются современные постройки.
Пражские знаки на домах имеют свою особенную магию – они существуют на границе, где заканчивается символ и начинается легенда. Ведь в знаках, созданных людьми, нет бессмысленных случайностей... Все знаки произошли от мечты, надежд, происшествий или ощущений, запечатленных с любовью и заботой – вытесанные, написанные, раскрашенные и исправленные, они становились или могли стать ключами будущих событий. Доныне они влияют на наши шаги, хоть мы этого и не замечаем…
Что же символизирует Черная Мадонна, знак этого дома?
Черные мадонны имеют особое положение среди изображений Девы Марии с Иисусом. Есть версия ее происхождения от образа египетской богини Ирис с маленьким Гором. Другое объяснение ее темной кожи – гипотеза, что этот христианский облик есть лишь исторически преображенная древнейшая языческая богиня – Мать Земля. Черная Мадонна была предметом почитания и у рыцарей Ордена Тамплиеров. Может быть, не случайно рядом с домом Черной Матери Божьей на Целетной улице находится Темплова улочка, своим названием говорящая о бывшей резиденции таинственного Ордена в доме напротив – №29 «У Золотого Ангела».
На месте дома «У Золотого Ангела» на Целетной улице было четыре средневековых дома, снесенных в середине XVIII века. Вместо них выросло большое барочное здание, в котором находилась популярная гостиница с пивоварней. Здесь жил Вольфганг Амадей Моцарт во время своего посещения Праги в 1787 году. Надо заметить, что в то время Пороховые ворота служили пограничным контрольным пунктом, и здесь стоял таможенник. Когда в первый свой приезд карета Моцарта подъехала к Пороховым воротам, таможенник попросил людей выйти из кареты. Взяв в руки документы Моцарта, он узнал великого композитора.
Страж знал музыку Моцарта, потому что премьера оперы «Женитьба Фигаро» состоялась после Вены в Праге, прошла в Ностицевом (сейчас он называется Ставовским) театре с большим успехом, поэтому ноты стали распространяться и между музыкантами. Многие из них прямо на улице исполняли некоторые арии из «Женитьбы Фигаро». Моцарту вернули документы, и карета поехала дальше, в Старый город по Целетной улице.
В конце XVIII – начале XIX веков эту гостиницу почитали визитами аристократы и особы королевских кровей: датская королева, саксонский и ганноверский короли с семьями, курфюрст гессенский с греческой королевой, русский анархист Бакунин, известная испанская танцовщица Пепита де Олива. Нынешний облик, исполненный в стиле классицизма, дом получил в 1860 году.
Так что Золотой ангел с лавровым венком и рогом изобилия, знаком роскоши и удовольствия, поистине покровительствовал отелю. Но ангел также охранял тайну: среди средневековых камней подвалов этого дома происходили события, связанные с орденом Тамплиеров. Говорят, отсюда были тайные ходы к Тынскому храму. Сегодня о тамплиерах напоминает Темплова улица и легенды, слывущие среди местных жителей.
В Праге Ордену рыцарей тамплиеров принадлежал монастырь «В Иерусалиме» и дом под названием «Тампль» на Целетной улице.
Рассказывали, что в монастыре один из молодых рыцарей сильно провинился. Летописцы не сообщили, какого рода была провинность, но в записях памятных событий сказано, что он был обезглавлен мечом. На этом история не заканчивается. То ли его преступление было слишком серьезным, то ли он не хотел признать свою вину и умер без покаяния, но говорят, что и в наше время он появляется на Лилиевой улице поблизости от места расположения монастыря – тамплиер с горделивой осанкой, восседающий на большом белом коне, нетерпеливо гарцующем вдоль улицы. Беспокойный конь рвет богато украшенные поводья, искры из-под его копыт летят во все стороны, и из ноздрей бьет огонь. На наезднике длинный белый плащ с красным крестом тамплиеров... Рыцарь этот обезглавлен и поныне – свою отрубленную голову он прижимает к груди рукой в алой перчатке... Освободить его может лишь самый отважный юноша, который бесстрашно выбежит навстречу, остановит коня за узду, а рыцаря пронзит мечом. Найдется ли такой смельчак?
Дом «У Золотого Ангела» также связан с началом изготовления дагерротипов – предшественников современной фотографии. Кроме странствующих фотографов в Праге в первой половине XIX века были и стационарные ателье. Среди них зарабатывал себе на жизнь и Лобеталь, у которого был свой «Стеклянный салон» как раз на крыше дома №29 на Целетной улице. Изображение этой постройки, напоминающей современную оранжерею, сохранилось на рекламной листовке. Это самое старое изображение пражского ателье дагерротипов.
Мы можем двинуться дальше по Целетной улице к Староместской площади и послушать краткие рассказы о домах этой знаменитой улицы.
-----
В доме №21 «У Красного орла» под охраной крыльев величавой птицы процветала средневековая гостиница, а с 1777 года кофейня, в 30-е годы XIX века ставшая центром встреч патриотически настроенных литераторов, театралов и студентов. Здесь читали газеты, играли в шахматы, домино, и всегда очень много курили...
Кофейню «У Сухих» часто навещали знаменитые чешские патриоты: Франтишек Палацки, Франтишек Ладислав Челаковски, Йозеф Кайетан Тыл вместе с артистами и театралами, которые репетировали в квартире Тыла неподалеку. С ними приходил и Карел Гинек Маха, гениальный поэт, но, говорят, совсем плохой артист. Однажды Тыл здесь заказал для своей будущей жены Элеоноры Шомк и ее приятельницы Магдалены Форхгейм горький шоколад. 17-летняя Лори немного стеснялась, но к ней подошел молодой мужчина и любезно сказал: «Пожалуйста, пейте. Это вас приятно согреет». Говорят, так впервые встретился Маха со своей будущей любовью Лори. Их отношения закончились трагически: жених умер в день назначенной свадьбы в ноябре 1836 года.
Дом №19 «У св. Вацлава» впервые упоминается в начале XV века. Дом расширялся и перестраивался в стиле позднего ренессанса, барокко и классицизма. В XIX веке он был соединен с домом «У Красного орла». Дом «У св. Вацлава» состоит из двух частей, выходящих на Целетную и Штупартскую улицы. В доме сохранились готические подвалы.
Дальше мы проходим мимо дома «У черной орлицы»... Достоин особого внимания дом № 17 (595) на правой стороне – Менхартовский дворец. Современный дворец находится на месте нескольких средневековых домов. В 1700 г. здесь был возведен дом в стиле позднего барокко с деревянной скульптурой Геркулеса со львом. В первой половине XVIII века, когда дворцом владели господа из Менхардта, здесь проходили общественные балы или театральные представления немецких и итальянских кочевых театров. В 1752 г. здесь была открыта гимназия, в которой преподавал историограф Г. Добнер. В настоящее время в здании расположен «Театр на Целетной».
Слева от нас дом № 28 зеленого цвета «У белого индюка», или «У индейского петуха» также заложенный в средневековье, но перестроенный в XVI веке в стиле ренессанса и купленный в 1693 г. отцом архитектора Франтишека Максимилиана Каньки, перестроившего его в стиле позднего барокко.
Дом № 22 – «У золотого коршуна» («У златего супа») построен в XIII веке, а во второй половине XIV века прошел перестройку в стиле поздней готики, во второй половине XVI века – позднего ренессанса. В XVIII веке архитектор Канька перестроил его в стиле позднего барокко. Домом поочередно владели несколько дворянских семей.
В последние годы, после почти 300-летнего перерыва, опять пьют и едят «У супа». В свое время это был известный пражский трактир с собственной пивоварней. Только вместе с большой волной эмигрантов в период после битвы на Белой Горе уехало за границу и много пражских пивоваров, поэтому в трактире «У супа» не осталось никого, кто был бы способен варить пенистый напиток, привлекавший сюда жителей Старого Места и приезжих.
Владельцем дома стал немецкий дворянин, который, в конце концов, трактир перестроил в домашнюю часовню. Позже в доме была ювелирная мастерская, типография... В настоящее время дом принадлежит Карлову университету, но на первом этаже вновь открыт один из самых известных ресторанов. Первые упоминания об этом доме к нам дошли с XIV века, а недавно археологи нашли в его подвалах кладку XIII и даже XII веков.
На правой стороне – дом № 13 (597) – Миллесимовский дворец – стоит на месте двух бывших романских домов. В XVII веке им владели Черниновы, Грзанские, Вратиславовы. Фасад здания довольно простой, но в западном крыле сохранился подвал романского стиля с крестовидным сводом, помещения первого этажа сохранили своды поздней готики, ренессанса и барокко. В XIX веке во дворце было дворянское казино, Гранд-ресторан, а во время Первой Республики (с 1918 по 1938 гг.) – Народный клуб.
Справа дом №11 «У златего Йеленя» (У золотого оленя), он же «У чешского льва» стоит на романском фундаменте XIII века. Первые упоминания о доме относятся к XIII веку, а владельцем его был Руфус Йелень. Дом перестраивался в готическом, ренессансном и позднем барочном стилях.
Слева дом №16 «У ножичку», он же «У короля Карла» построен в XIV веке, когда им владел строитель Петр Парлерж – мастер, продолживший строительство храма св. Вита после Матье из Арраса. Дом принадлежал пану Ножичку, однако в эмблему дома за историю его жизни вплетались и ножка девушки, и ножка стола, и ножик разбойника! Дом в XV веке был перестроен, в 16 – сгорел и был обновлен в стиле позднего ренессанса. К нему была присоединена башня соседнего ректората Карлова университета, а в XVIII веке здание купил Карлово-Фердинандов университет. Здание перестраивалось в XIX и XX веках.
Справа дом № 7 «У гребня» стоит на месте снесенного готического дома XIV века. На его месте в XIX веке появился новый дом с выразительными деталями неоренессанса по проекту Йозефа Блехи. Главный фасад здания выходит на Староместскую площадь.
Слева дом №14 – «Бубновский» назван по фамилии владельцев. В настоящее время 2 и 3 этаж сохранили барочный стиль, а первый этаж – ренессансный проезд, своды раннего барокко и готическую роспись.
Следующий дом №12 – Грзанский дворец возник в результате перестройки романского дома XII века. В 1701 г. его купил граф Зигмунд Валентин Грзан. В 1702 г. Дж. Б. Аллипранди провел перестройку в стиле позднего барокко. Позже дворцом владели Вртбы Лобковичи. Были добавлены несколько галерей. Главный фасад здания выходит на Целетную улицу. Выразительная деталь фасада – поздне-барочный элемент с Атлантами по бокам, которые держат балкон. Окна над порталом украшают бюсты императоров. В подвале и первом этаже сохранились крестообразные своды романского дома.
Дом №10 «У белого павлина» находится на месте трех объектов, упоминаемых с 14 столетия. Средневековая культура приписывала павлину рыцарское благородство, сохраняемое даже в запеченном виде! Блюдо из благородной птицы приносили не слуги, а сами хозяева дома или их дочь. Несчастная птица лежала на блюде, украшенная своими перьями, с распростертыми крыльями, позолоченным клювом. Разрезать павлина доверяли самому отважному рыцарю или лучшему трубадуру.
Этот дом на Целетной улице в 1514 году упоминался под названием «У Белых павлинов». Здешний портной во времена Владислава II в 1483 году во время народного волнения против ненавистных членов магистрата доказал, что умеет владеть оружием не хуже, чем иглой: 24 сентября он догнал члена магистрата Прокопа Публика из Велевиц, убегающего из Староместской ратуши, и остановил его одним ударом копья. Схваченного чиновника бросили в каталажку, где он сознался в участии в планируемой казни староместских горожан, за что и был позже обезглавлен. Возможно, именно портной заказал изобразить белого павлина на стене своего дома на Целетной улице, наверно, чтобы господа в его пиджаках и брюках могли выступать гордо, как павлины.
Современный вид лепного рельефа появился у дома в середине XVIII века. В то время павлины уже не были редкостью в Праге. Черные, красные, зеленые, синие, золотые, серебряные – они красовались на домовых знаках. Птицы не спеша прогуливаются в Войановом и Вальдштейновском парках.
Справа дом №5 – Тынский приход. Первые упоминания о приходе известны с 60-х годов XIV века. Это здание вместе с соседним домом «У трех королей» и храмом Девы Марии перед Тыном образуют прямоугольный двор. В Доме «У трех королей» 1896-1907 гг. жил писатель Франц Кафка.
Дом №8 «У черного солнца» стоит на готическом фундаменте XIII века, во второй половине XIV века перестраивался и расширялся, его современный вид позднего барокко – после перестройки XVIII века. В XVIII веке здесь жила Жозефина Гамбахер, которая вышла замуж за композитора Франтишека Ксавера Душека. Она известна как певица, но главное – как хозяйка дома, принимавшая В.А.Моцарта, который также гостил у Душеков на Бертрамке. Золотое или черное солнце светит на доме с 1514 года.
На этой же левой стороне и дом №6 «У белого льва». Его романский фундамент в XIV веке составлял одно целое с домом «У трех мечей» и домом Сикста. Дом неоднократно перестраивался в разных архитектурных стилях. В начале XX века были работы над знаком дома, в 1955 г. ремонт после пожара и в 1988 г. перестройка в связи с оформлением Королевской дороги. В подвале сохранились остатки первоначального романского дома.
Рядом с ним, дом №4 – «У трех мечей». На месте этого дома был готический дом, о котором упоминается в XV веке. Среди его владельцев были и члены семьи Петра Парлержа. Дом перестраивался в разных архитектурных стилях. Его четырехэтажный главный фасад украшен деталями готики и нео-рококо. На фасаде – четыре лепные женские аллегорические фигуры.
Чтобы познакомиться с Прагой романской, в большинстве случаев приходится опускаться под землю. Дело в том, что когда первые плотины подняли уровень Влтавы, то каждую весну река стала основательно затоплять все Старое Место. Поэтому его жители при помощи насыпи стали поднимать мостовые и жилые этажи. Таким образом, романские первые этажи каменных зданий сразу же превратились в оригинальные сводчатые подвалы, идеально сохранившие первоначальный стиль построек, стиль, о котором в городе почти ничего не напоминает.
В такой подвал можно попасть через арку дома «У модре гвезды» («У голубой звезды») напротив курантов на Староместской площади. Войдете в винный погребок «У Биндру», а уж потом по лестнице спуститесь в Рыцарский зал. Возраст этого помещения – три четверти тысячелетия!
И это еще не все. Самый большой сюрприз впереди: первый, романский, этаж здания не только стал подвалом, но и сам в свою очередь обзавелся подвалом, уже готическим. Нижний подвал тоже открыт для посетителей. Только вход сюда – за углом, с Мелантриховой улицы, так как подвал является частью южно-моравского винного погребка «У злате конвице» («У золотого кувшина»).
Говорят, что нигде больше в Праге нет такого количества таинственных призраков, как в Старом Месте. С давних пор они встречаются ночным прохожим на рынках, в узких улочках, появляются во внутренних дворах дворцов и в коридорах старых домов, посреди улиц и сумраке отдаленных уголков.
Есть среди этих историй и фривольные рассказы о женщинах легкого поведения, которых в старые времена можно было встретить на задворках староместских улочек и площадей. Однажды, одна из уличных чаровниц спасаясь от стражи, вбежала в темный двор, чтобы укрыться в тени. Однако, там где она искала спасение, нашла свою смерть, потому что из двора на нее набросилась большая собака и перегрызла ей горло. С той поры бедняга появляется около двора Епископа, на месте случившегося несчастья, скрывается в темных углах и улочках, громко шуршит в отбросах, избегает света и людей, жалуется на свои несчастья, каждую ночь в вечном бегстве, в вечном страхе...
Другая её подружка появляется на Целетной улице. Когда-то здесь в сумерках она встретила одинокого капеллана и шаловливо обнажила перед ним свою грудь. Капеллан рассердился, ударил распутную женщину крестом по голове и в гневе случайно проломил ей череп. Когда он увидел, что сделал, так сильно расстроился, что сам упал замертво около своей жертвы. С тех пор они появляются на Целетной улице вместе: женщина над ним посмеивается, дразнит его своими прелестями, а капеллан убегает, но наверно уже никогда не сможет от нее скрыться...

МЕСТОПОЛОЖЕНИЕ ОБЪЕКТА

Информация по экскурсии "Аудиогид: Прага. Королевский путь"

Информация по экскурсии

Длительность: 3 ч
Длина маршрута: 3 км
Автор: Г. Пунтусова
Читает: О. Кравчук

Удивительный, чарующий город Прага! Его история, овеянная сказаниями и легендами, длится уже более тысячи лет. Прогулка по Королевской дороге от Старого места через Карлов мост и Малу Страну до Пражского града, познакомит со всеми достопримечательностями центральной части города: Староместской площадью, Клементинумом, знаменитыми улицами (Целетной, Нерудовой, Увозом), Лоретой, собором св. Вита и многими другими.


Что бы воспользоваться экскурсией,
Вам необходимо устройство

Под управлением iOS не ниже 5.1.1
или Android не ниже 4.0.1.



Предложения наших партнеров по Праге

Как понять Прагу и получить от неё удовольствие

За 3 часа вы узнаете о Праге все необходимое, чтобы ваше дальнейшее самостоятельное знакомство со столицей стало максимально ярким, насыщенным

Автор: Tripster

Романтический полёт для двоих (или троих)

Удиви свою половинку романтическим путешествием в закат! Будь это юбилей, день свадьбы или предложение руки и сердца, ваша половинка не

Автор: Михаил

Пражские истории

Прага может быть невероятно разной — городом средневековых рыцарей, пристанищем эмигрантов и местом идеальных романтических прогулок. Вы увидите самые важные архитектурные памятники чешской

Автор: Дмитрий

Большая обзорная экскурсия «Вся Прага одним днем»

Вы прогуляетесь по историческим периодам Праги, увидите основные достопримечательности и укромные уголки, услышите городские легенды. Я расскажу вам самые интересные

Автор: Евгений

Здравствуй, красавица Прага!

Я стану вашим проводником Праге – по самому загадочному, таинственному и атмосферному городу. Мы отправимся на прогулку по четырем городам

Автор: Ольга

Квест-экскурсия по сказочной Праге

Вы уже несколько дней в Праге и вам кажется, что вы обошли ее закоулки вдоль и поперек? Любите головоломки, где

Автор: Сона

Групповая экскурсия из Праги в Дрезден

Вас ждет путешествие в город, который историк искусств Иоганн Готфрид назвал Флоренцией-на-Эльбе. Вы познакомитесь с изысканной архитектурой Дрездена и узнаете

Автор: Татьяна

Из Праги — в Саксонскую Швейцарию!

Полтора часа пути из чешской столицы в окрестности Дрездена — и вы в Швейцарии! Саксонской Швейцарии, где невероятно красиво: фантастический и причудливый горно-лесной ландшафт, древние твердыни и Бастайский

Автор: Кирилл

Вышеград и Пражский Град: тайны и легенды вечерней Праги

Воспользуемся магией сумерек, чтобы передвигаться по вечерней Праге свободнее — маршрут моей экскурсии охватит самые лучшие и узнаваемые виды города. Вы не только выиграете время,

Автор: Martin

С пивом по Праге

Вы познакомитесь с традициями и секретами изготовления чешского пива – одной из визитных карточек Чехии! Мы будем бродить по потайным

Автор: Вячеслав

Мистическая Прага

Когда сумерки сгущаются над Прагой, в городе оживают старинные легенды и призраки загадочных событий прошлого. В мистическом костюме я проведу

Автор: Дарья

Прага глазами местного жителя

Мы проведем вас по главным достопримечательностям любимого города и самым лакомым уголкам Праги в стороне от туристических маршрутов, расскажем пражские

Автор: Дарина

По ту сторону фасада Праги

Прага — город, способный удивлять бесконечно. Его средневековая история и современная жизнь полны интересных фактов и неожиданных открытий, и с ними я вас и познакомлю. Я помогу каждому

Автор: Олег

Групповая экскурсия из Праги в Чески-Крумлов

Чешский Крумлов — не просто ожившее прошлое, это узкие мощеные средневековые улицы, разбегающиеся в стороны от центральной рыночной площади, изогнутая

Автор: Татьяна

Дворы, задворки и подворотни Старого города

Вы уже посмотрели на обе городские площади, восхитились астрономическими часами и святым Вацлавом во всех его ипостасях и даже влезли

Автор: Денис

Трансфер + знакомство с окрестностями вашего отеля

Оказавшись в незнакомом городе, вы сразу попадёте в руки грамотного проводника. Опытный водитель, отлично знающий каждый уголок Праги, с комфортом

Автор: Martin