Замковый парк. Зимний манеж

На территории исторического ядра Чешского Крумлова парки формировались постепенно, и их внешний вид и размеры, естественно, с годами менялись. Первоначально, в 14-м столетии, были созданы парки монастырей миноритов и кларисок. Располагались они на территории райского двора в монастыре и поэтому часто назывались «райскими садами». Там выращивали не только цветы, необходимые для украшения костела, но и лекарственные растения. Кроме того, составной частью таких парков были фруктовые сады и огороды.
В середине XVI столетия, южнее монастырского ареала, у дома, где жила мать Вилема из Рожмберка, Анна из Рогендорфа, был разбит парк, так называемый Ново-городской. В то же время небольшие парки мещан, более зажиточных городских жителей, стали появляться на месте нынешнего замкового парка, на возвышении. Там можно было увидеть и виноградники, и огороды, и сады.
В 1590 году по приказу Рожмберков выкупили земли напротив нового иезуитского общежития на левом берегу Влтавы и создали еще один парк, который принадлежал ордену иезуитов. В период тридцатилетней войны крумловские парки были практически уничтожены. Когда сменились владельцы города и замка, настал новый расцвет парковой культуры в городе.
Большое внимание этому вопросу уделяли Эггенберги, особенно Ян Кристиан, который вместе со своей женой Марией Эрнестиной с 1678 года начал осуществлять идею создания нового паркового комплекса западнее от замка, на возвышении. Комплекс формировался в стиле маньеризма, очень распространенном в то время в Европе. Образцы и идеи для его создания были привезены из Италии и Голландии. При Шварценберках уже в XVIII столетии он был превращен в барочный, позже его внешний вид еще несколько раз менялся.
Поднимаемся по дороге, слева остается замок, а мы от него поворачиваем нараво и, еще немного поднявшись, подходим к зданию зимнего манежа.
Территория, занимаемая манежем, была в XVI столетии, скорее всего, частью рожмберкского сада, который упоминается в документах как «парк над замком».
Нынешнее здание строилось по проекту Андре??аса Алтамонте? (Andreas Altomonte) с 1744 по 1746 годы. Скульптуры созданы Яном Антонином Зиннером (Jan Antinin Zinner), который получил образование в Венской академии.
Художественно-декоративное оформление манежа – работа Франтишка Якуба Прокиша (Frantisek Jakub Prokis) и Иосифа Путца (Josef Putz). Здесь обучали верховой езде зимой и в непогоду летом. Комплекс выполнял свою функцию до начала второй мировой войны. После окончания войны использовался как спортивный зал, позже как складские театральные помещения. Сейчас здесь устраиваются концерты, балы, свадьбы и различные торжественные мероприятия. Часть комплекса отдана под ресторан.
От зимнего манежа по лестнице поднимаемся на террасу летнего манежа, огражденного рядами лип. Отсюда можно выйти на территорию нижнего парка к каскадному фонтану.
-----
Замковый барочный парк основан в XVII столетии. Самое старое сохранившееся название парка – «Новый парк», позже его называли «Новый княжеский парк». С этого времени парковый стиль и, естественно, внешний вид неоднократно менялись. Его общая площадь около 11 га. Ось совпадает с направлением северо-восток – юго-запад. Он состоит из двух террас – нижней и верхней. Обе части соединены каскадным фонтаном.
Проект, который и стал основой современного парка, создан в 1750 году Яном Иржи Пла?нскером (Jan Jiri Plansker). Каскадный фонтан проектировался венским архитектором Андреасом Алтомонте (Andrease Altomonte) с целью превратить его в венский парк в стиле рококо. Камень для скульптур привезен из Австрии. Создателем их был княжеский парковый инспектор и скульптор одновременно Ян Антонин Зиннер (Jan Antonin Zinner).
Зиннер находился на службе у принца Евгения Савойского в венском Бельведере, поэтому столичные парковые скульптуры можно считать увертюрой к крумловским. Создавался фонтан с 1762 по 1785 годы. В 1762 году появилась балюстрада, через четыре года старые деревянные трубы заменили новыми. Еще в 1785 году использовались сосновые трубы, которые просверливали изнутри. Трубы укладывали в 5 рядов параллельно. У самого фонтана деревянные трубы заключались в чугунные.
Фонтан украшен скульптурной композицией, посвященной богу моря Нептуну. Нептун является еще и Богом лошадей, так как, согласно преданиям, он создал первого крылатого коня Пегаса. Напротив него размещены Нимфа и Фавн.
Выше Нептуна – скульптура его жены Нереиды Амфитриты (Nereida Amfitrita) и их сына Тритона (Triton). Их окружают фантастические существа – придворные тритоны (мужчины), трубящие в закругленный рог, и нереиды (женщины).
Традицией было выращивание золотых рыбок в бассейне каскадного фонтана, они символизировали благополучие и процветание рода. Первая инструкция к их разведению появилась в замке 1781 году.
От каскадного фонтана поднимаемся на верхнюю парковую террасу. Здесь, неподалеку от фонтана, находится корчма «Маркета» с рестораном. Раньше в этом доме жил смотритель парка. Здание датируется 1702 годом. Реконструкция проводилась в XIX и XX столетии.
Если продолжить двигаться вглубь парка, то через несколько минут мы окажемся у знаменитого вращающегося зрительного зала, созданного в 1958 году по проекту сценографа Йоана Бремса (Joan Brehmse).

МЕСТОПОЛОЖЕНИЕ ОБЪЕКТА

Информация по экскурсии "Аудиогид: Чешский Крумлов"

Информация по экскурсии

Длительность: 2,5 ч
Длина маршрута: 3 км
Автор: Коллектив компании Jupitertour
Читает: Е. Загузов, К. Малыгина

Чешский Крумлов – удивительно сохранившийся средневековый город, где словно остановилось время. Грозный замок, уютные улочки и теснящиеся друг к другу дома, своенравная река Влтава и мосты через нее, создают удивительный историко-культурный климат, попасть в которые стремятся миллионы туристов. С 1963 года исторический центр был объявлен памятником культуры, а в 1992 году попал в список всемирного наследия Юнеско.


Что бы воспользоваться экскурсией,
Вам необходимо устройство

Под управлением iOS не ниже 5.1.1
или Android не ниже 4.0.1.