«Вращающийся зал» и Дворец Белария

То, что мы видим сейчас, – результат нескольких реконструкций.
Йоан Бремс (1907–1995 г. г.) родился в Латвии в городе Лиепая (бывшая Либава) в семье врача. В 1928 году создал театральную студенческую группу. Учился в академии изобразительных искусств в Йене и Эрфурте. Работал в Латвии, Польше, Германии. С 1945 года был главным художником театра в Чешских Будейовицах, позже сценографом. Много экспериментировал, и, как следствие, родился проект вращающегося зрительного зала, который мог вместить поначалу только 60 зрителей. Но в 1959 году был создан новый зал уже для 400 зрителей.
Через год количество мест возросло до 525. Первый зал поворачивали вручную (около 40 человек), а с 1960 года с помощью электромотора. В середине восьмидесятых годов работа этого театрального чуда была остановлена, так как конструкция стала небезопасной.
В 1989–1993 годах провели капитальную реконструкцю, подарившую сооружению вторую жизнь и современный вид. Сейчас вращение обеспечивают четыре электромотора. Общий вес зрительного зала составляет 650 тонн, он вмещает 644 зрителя. Ежегодно с июня по сентябрь играется около 80 спектаклей. Их посещают более 50 000 человек. Выступает на этой сцене театральный коллектив Южночешского театра из Чешских Будейовиц. Здесь представлены и опера, и балет, драматические и кукольные спектакли.
Напротив него расположился летний дворец Белария, по праву считающийся жемчужиной парка. Предшественником этого комплекса был павильон, построенный с 1690 по 1692 год по инициативе Яна Кристиана из Эггенберга.
При Шварценберках провели его капитальную реконструкцию. Например, в 1746 году во дворце появился стол-лифт для поднятия еды из кухни на 2 этаж, чтобы хозяевам и их гостям слуги не мешали во время трапезы. В 1755–1757 г. г. дворец решили перестроить в стиле рококо по проекту Андреаса Алтомонте. Первый этаж при этом остался практически без изменений, второй, с открытой галереей, стал соответствовать всем требованиям австрийского рококо. Возможно, прототипом оказался верхний венский дворец в Бельведере Евгения Савойского.
Если продолжать прогулку по парку в том же направлении от каскадных фонтанов, мы попадем из французской части в другую, в чем-то напоминающую английскую.
Французские парки были очень популярными в Европе в эпоху барокко, и для ни были характерны прямые аллеи, являющиеся осями симметрии, цветники, партеры и бассейны правильной формы, каскадные фонтаны, деревья и кустарники со строго геометрическими формами. Все это должно было подчеркивать абсолютный контроль человека над природой.
Но в XVIII столетии в Англии зарождается новая идея провозглашения того искусства, которое не отличимо от природы. Мастера английского ландшафта придавали большое значение элементу непредсказуемости и сюрпризу. Как правило, пейзаж разнообразили живописные мостики, небольшие водоемы, напоминающие естественные заросшие пруды, садовые павильоны. Здесь уже наблюдается отказ от строгой геометрии, появление открытых пространств, благодаря полянам и лужайкам.
В этой части парка находится небольшой деревянный павильон. Его принято называть музыкальным. Создан в 1752 году. В прошлом здесь находился лабиринт, центр которого украшал павильон. Лабиринт просуществовал почти столетие, но в 1842 году был уничтожен. А павильон сохранился. Сейчас его охраняет группа столетних дубов.
От этого места совсем недалеко до паркового озера с цветущими кувшинками. При Шварценберках его использовали зимой еще и как каток.
Согласно легенде, в этом озере живут прекрасные русалки. Любят здесь танцевать в полнолуние. Поговаривают, что на островке спрятан клад, а русалки вместе с гномами его сторожат. Кто им понравится, тому сокровища передадут. Многие люди пытались найти этот клад, но сказочные существа не захотели им помочь. Может быть потому, что пока им никто не приглянулся?
Нам необходимо вернуться назад к каскадным фонтанам и, повернув от них направо, выйти через ворота парка за его пределы. Спускаясь вдоль парковой стены вниз, мы пройдем мимо старой оранжереи. Это комплекс небольших зданий, завершающихся двухэтажным домом садовника. За ними находятся теплицы.
В прошлом (с 1447 года) здесь проходила оборонительная стена, возведенная по приказу Олдржиха из Рожмберка. При последних Рожмберках укрепления перестраивались, а в XVII столетии были снесены. На их месте разбили парк, скорее выполнявшего функцию огорода. Называли его по-разному: «Плащевой парк», парк «На плаще».
При Эггенбергах территорию этого огорода-парка неоднократно расширяли, здесь высадили около 100 саженцев виноградной лозы, привезенных из Австрии. К ним примыкала теплица для выращивания ананасов, которые пестовали здесь уже с 1844 года. Ежегодно собирали немалый урожай – около 200 штук. Выращивали и другие экзотические растения. Например, лимонных деревьев было 168, апельсиновых – 91, гранатовых – 2, лавровых – 151. Замковый парк вместе с огородом и теплицей обслуживали 30-40 человек.
Сейчас теплица функционирует, но выращивают в ней, в основном, растения для парка.

МЕСТОПОЛОЖЕНИЕ ОБЪЕКТА

Информация по экскурсии "Аудиогид: Чешский Крумлов"

Информация по экскурсии

Длительность: 2,5 ч
Длина маршрута: 3 км
Автор: Коллектив компании Jupitertour
Читает: Е. Загузов, К. Малыгина

Чешский Крумлов – удивительно сохранившийся средневековый город, где словно остановилось время. Грозный замок, уютные улочки и теснящиеся друг к другу дома, своенравная река Влтава и мосты через нее, создают удивительный историко-культурный климат, попасть в которые стремятся миллионы туристов. С 1963 года исторический центр был объявлен памятником культуры, а в 1992 году попал в список всемирного наследия Юнеско.


Что бы воспользоваться экскурсией,
Вам необходимо устройство

Под управлением iOS не ниже 5.1.1
или Android не ниже 4.0.1.