Площадь Согласия

Главная площадь всегда была и остается душой любого города. Даже если поселение невелико, его центр старались сделать как можно больше, поскольку он обычно служил местом проведения рынков, ярмарок, праздников, различных собраний, но использовался и для наказаний. Право построить дом на главной площади имели только очень уважаемые и зажиточные горожане, постройки здесь всегда были очень дорогими.
Дома, сформировавшие площадь, сохранились с XIV–XV столетия. Их характерной особенностью были крытые галереи, пристроенные к первому этажу, в них продавали свои изделия ремесленники и мещане. Позже, в XIX столетии, эти проходы-галереи замуровали, тем самым расширив первые этажи домов. И только в 1924–1925 годах их снова открыли вначале в ратуше, а затем в домах на западной и восточной сторонах площади.
Главным атрибутом любой средневековой площади были ратуши.
Ратуша – это символ городской свободы и привилегий. Для города она все равно, что для феодала замок или для короля дворец.
И дом, естественно, под № 1 уже много столетий выполняет эту функцию. Постройка на этом месте упоминается уже в 1300 году, когда силуэты города еще только формировались.
Крумловская ратуша основана во второй половине XVI столетия соединением двух или трех готических домов. Позже они получили единый фасад, украшенный ренессансным аттиком.
В 1924 году провели капитальную реконструкцию здания, в ходе которой были открыты гербы на фасаде.
Четыре геральдических символа украшают ратушу сегодня. В центре – государственный герб Чехии, под ним городской, справа – знак рода Шварценберков, слева – Эггенбергов.
Самый старый герб Крумлова сохранился на печати с 1336 года. На нем были изображены три башни с оборонительной стеной и воротами, причем центральную венчала корона.
В течение столетий городской знак видоизменялся, последний раз – уже при Эггенбергах в 1671 году. Именно тогда на нем появился щит с изображением розы, его в своих клювах держат три ворона. В таком виде он и дошел до наших дней.
Символику городского герба можно считать традиционной. Стилизованное изображение городских укреплений с зубчатыми стенами и орудийными башнями, ворота с опускающейся решеткой утверждали защитную власть и силу городского сообщества, защищающего своих сограждан. Вороны символизируют привязанность к одному месту, она характерна для их жизни в природе.
Еще в начале XVII столетия в ратуше на первом этаже размещались конюшня и склад, там хранились запасы зерна, вина и пива. Староста и члены городского совета в то время довольно часто обсуждали городские проблемы у себя дома. И только с середины XVIII столетия появилась устойчивая практика: все, что касается общественной жизни города, решать в специально отведенном для этого здании.
Основные помещения ратуши располагались на втором этаже, на этом уровне на фасаде и размещены гербы. Кстати, по этой причине до сих пор в Западной Европе счет этажей ведется со второго.
В главном зале заседали городской совет, суд, многочисленные комиссии. Часто здесь же заключались и брачные контракты, а по вечерам в праздничные дни устраивали танцы для лучших семейств города.
Здесь же хранились и многие ценные предметы, например, три позолоченных ключа от ворот, вручаемые высокопоставленным особам при торжественном въезде в город, печати и серебряная посуда, предназначенная для праздничных обедов при обновлении городского совета и для других случаев.
На левой части фасада сохранились замурованные ренессансные окна. Слева, на аттике, укреплен небольшой колокол, его звон использовали для созыва членов совета на заседания, жителей на собрания для обсуждения каких-то важных вопросов, при пожарах или других чрезвычайных обстоятельствах. Он же своим звоном возвещал и время закрытия трактиров, напоминая горожанам, что пора возвращаться домой. Называется он и сейчас колоколом ратушным. Отлит на переломе XV /XVI столетий пражским колокольным мастером Бартоломеем.
Рядом с ратушей расположен дом № 2, в нем сейчас разместился информационный центр Крумлова. Скорее всего, строительство началось еще в 1300 году на месте двух более старых построек. Его ядро осталось готическим, несмотря на перестройку во второй половине XVI столетия. В это же время появилась и крытая галерея перед домом, уничтоженная при очередной перестройке 1876 года. С того времени сохранился и главный фасад здания.
В первой половине XVI столетия дом был собственностью городского писаря Вацлава Петрика (Vaclav Petrik), а с 1550 года владельцы стали меняться. Но долгое время в нем жили городские и замковые чиновники, а в 1876 году он перешел под юрисдикцию города.
Городской писарь или, как его еще называли, нотариус был всегда человеком уважаемым, так как ни чиновники городского совета, ни главный фогт не могли обойтись без него. Хотя в средневековье писать и читать умел далеко не каждый, тем не менее письменное ведение дел приобретало все больший вес. В качестве писаря в городе избирался не просто человек, обученный грамоте, а образованный, имеющий университетские знания.
На первых порах существования этой профессии с ней могли справиться и люди духовного сана. Когда писарь приступал к выполнению своих обязанностей, он должен был принести присягу Богу, королю, бургграфу и городу. Обещал, что будет старательно исполнять свои обязанности, не станет разглашать информацию, полученную в ходе выполнения своей работы.
Иногда, накопив денег, нотариусы начинали заниматься торговлей или выбирали совершенно другое направление деятельности. Кроме того, это занятие часто становилось стартовой площадкой для подъема по социальной лестнице. Многие нотариусы со временем оказывались членами городского совета, а некоторые и бургомистрами. Писари в разных городах жили в разных условиях, но, в целом, имели существенно более высокий уровень жизни, чем ректоры школ. Их положение можно было тогда приравнять к положению приходского священника.
Дом № 2 соединен аркой с соседним домом № 3, называемым «Старой ратушей». Это здание построено во второй половине XV столетия, но в начале XVI перестраивалось. Ратуша просуществовала здесь до 1519 года, а позже несколько столетий в доме жили крумловские ремесленники. Поэтому в нем ткали, варили и продавали пиво, создавали и ремонтировали оргaны.
Дом № 4 также по праву относится к категории старых. Ценен тем, что полностью сохранил свое готическое ядро, несмотря на капитальную перестройку в 1510–1520 годах. С 1543 года здание принадлежало Вацлаву Албину из Хелфенбурга (Vaclav Albin z Helfenburka), затем он перешел в собственность Петра Вока, а с 1616 года его приобрел чешскокрумловский бургграф Вацлав Голзпарек (Vaclav Holzparek z Hosbeina), выполнявший свою функцию в тот период, когда град принадлежал Габсбургам.
При замке всегда существовал довольно сильный чиновничий аппарат во главе с гетманом. В обязанности последнего входило управлять хозяйственными делами своего повелителя: контролировать работу мельниц, пивоварен, рыбников, лесного хозяйства, заводов, находившихся на территории города и его предместий. Кроме того, его прямой повинностью были полицейские и судебные разбирательства, а в случае необходимости – военная оборона замка и города. Гетман проводил ежедневные собрания-встречи с подданными ему чиновниками и определял их работу на ближайший день или неделю, передавал приказы своего вельможи и контролировал их выполнение.
Дом № 6 – четырехэтажное здание, в нем сейчас размещается банк. Был построен в 1886–1887 годах на месте двух старых средневековых домов 5 и 6. Уничтожение этих построек и строительство нового здания, совершенно не соответствующего стилю площади, сейчас расценивается как грубая ошибка. Но в XX столетии это было веяние времени.
Трехэтажное здание дома № 7 имеет Г-образную форму и расположено в юго-восточном углу площади. Дом украшает старый арочный въездной портал. В своей основе это готическая постройка, перестроенная во второй половине XVI столетия и сохранившаяся в этом виде и сегодня.
С 1500 года дом принадлежал городским мещанам, с 1574 года перешел в собственность Вилема из Рожмберка и превращен в самую большую гостиницу города. В распоряжении гостей были десятки номеров и конюшни для 40 лошадей.
В 1577 году Вилем продал отель одному из своих чиновников Яну Ледени??цкому – Подла?ге (Jan Ledenicky Podlaha) («Подлага» в переводе на русский – «полы»). Эта вторая половина фамилии появилась, когда Ян Леденицкий стал хозяином этого дома. Одним из первых владельцев здания был Петр Подлага с Латрана. В средневековье в Чехии существовал обычай присваивать фамилию предыдущего или самого первого владельца дома последующими.
Ян Леденицкий был управляющим Рожмберкского дворца в Праге, но казнен в Крумлове в 1599 году за финансовые махинации. С 1672 года здание выкупил город для своих чиновников. В то время появилось название «У трех корон».
Вообще, Крумлов в течение столетий обходился двумя или тремя гостиницами, вполне удовлетворявшим его нуждам. Но если к Рожмберкам (а они часто устраивали приемы и праздники) приезжали гости, то вместимости этих заведений, естественно, оказывалось недостаточно. Поэтому прибывших размещали прямо в городских домах по предварительной договоренности с хозяевами.
Платили за размещение приезжих не только в домах своих подданных, но и в гостиницах, владельцы замка. Такие праздники были очень выгодны горожанам, потому что в это время всегда увеличивалось потребление продуктов, пива, вина, покупалось больше одежды, ремесленных изделий.
Дом № 8 на площади сохранил свой фасад с сороковых годов XIX столетия. В нем прекрасно уживаются различные архитектурные элементы – от готики до классицизма, несмотря на многочисленные перестройки. Последнюю осуществили в 1981–1985 годах. В это же время в его верхней части установили треугольный щит. Здание принадлежало городским патрициям, затем высшим чиновникам замка, например, рожмберкскому канцлеру Микулашу из Пелгримова (Mikulas z Pelhrimova). В 1545 году его купил Лингарт Сингершпилер (Linhart Singerspiler), золотых дел мастер, прозванный Голдшадором (Goldsador). Его потомки жили здесь до конца XVI столетия. С 1654 года в доме была пивоварня.
Несколько слов о жизни средневековых ювелиров.
У Рожемберков на переломе XVI–XVII столетий работало 9 мастеров-ювелиров. Кроме традиционных украшений, обычным делом тогда было изготовление утвари из золота и серебра. Посуда эта выполняла не только декоративную функцию, но и презентационную, она должна была демонстрировать уровень культуры вельможи, его богатство, знатность, происхождение, социальное положение.
Кроме того, изделия из золота и серебра использовались как дары феодала своим подданным, друзьям, императору. Еще в начале XVII столетия эти неотъемлемые замковые атрибуты из драгоценных металлов выполняли и залоговую функцию, были мерой платежа, их коллекционирование приводило к образованию семейных кладов, составляло часть наследства. Рожмберки уделяли большое внимание регулярной покупке и изготовлению серебряной и позолоченной столовой посуды.
Придворные ювелиры в своей работе равнялись на образцы, изготовленные мастерами в Германии, Австрии, в Праге при дворе Рудольфа II. Хорошим тоном считалось отправлять своих подопечных перенимать опыт в столице или за границей, причем обучение оплачивалось владельцами замка.
Стало престижным не только изготавливать посуду и украшения из драгоценных металлов, но и облекать в золото и серебро книжные переплеты, полудрагоценные камни и весьма экзотические предметы. Например, чаши и кувшины изготавливались из позолоченных орехов, тыквы, страусиных яиц. Покрывали позолотой рога, клыки и бивни животных, колосья пшеницы, фрукты. Все это с успехом использовались для украшения стола во время трапезы.
Дом № 9, скорее всего, родом из XIV столетия, это готическая постройка. Несколько раз перестраивался, в XVI столетии у него появился крытый проход-галерея, а через двести лет дополнили треугольным щитом и эркером.
В XX веке было проведено несколько капитальных реконструкций. Самый первый владелец известен с 1424 года. В 1500-м его купил Микулаш На Рынке, как его тогда называли, один из самых уважаемых мастеров-сапожников, член городского совета. Перед смертью Микулаш продал дом Вацлаву Ниндртому (Vaclav Nyndrtom) с условием, что в нем, в маленькой светелке, он и его жена Катерина проведут остаток жизни.
В 1588 году здание приобрел Вилем из Рожмберка, но вскоре передал его городскому управлению с условием, что использоваться он должен как отель. Позже здесь жили замковые чиновники, с 1796 по 1812 год хозяйкой дома стала Анна Лангвейл (Anna Langweil), после ее смерти его унаследовал сын Антонин Лангвейл (Antonin Langweil).
Дом интересен тем, что сохранил не только историческое ядро, старые подвальные помещения, но и средневековый умывальник на первом этаже.

Дом № 12 на площади также относится к старым готическим постройкам, правда, неоднократно менявшим свой облик. С первой половины XV столетия здесь жили ремесленники разных профессий. С 1678 по 1689 годы он принадлежал монетному мастеру Эггенбергов Филипу Игнацу Хекелю (Filip Ignac Hackel), затем Шварценберкскому придворному повару Валентину Неуману (Valentin Neumann). Его сын Антонин стал аббатом Вышебродского монастыря и принял имя Освальд (Osvald). Поэтому бюст этого священника размещен вверху на треугольном щите. С пятидесятых годов XX столетия он выполняет функцию отеля.
Этот дом связан с именем Вацлава Ровного (Vaclav Rovhy), начавшего свою жизненную карьеру с должности рожмберского писаря. В конечном итоге дослужился до канцлера Рожмберков, а в период правления короля Владислава II Ягеллонского, в 1488 году, получил дворянский титул. В 1495 году был отпущен Петром Воком из подданства рода. В истории города остался как ученый, коллекционер, церковный меценат. Собрал обширную библиотеку, которую подарил Дому капелланов при костеле святого Вита. Да и сам Дом капелланов создавался по его инициативе и на его средства. С его именем связано и начало театральной деятельности в городе. В 1497 году он представил на рожмберском дворе пьесу голландского гуманиста Якуба Кантера (Jakub Cantera) «Rosa Rosensis», в ней прославлялся род Рожмберков.
Центр площади украшает Марианский столб, установленный в 1714–1716 годах в память об эпидемии чумы, свирепствовавшей в начале 80-х годов XVII века. Вместе с тем это еще и водоем. Первое упоминание об источнике воды на бывшем рынке можно найти в документах 1388 года, правда, деревянном. Каменный установлен только в XVI столетии и украшал площадь до 1844 года.
Последние годы старый водоем находился в аварийном состоянии, поэтому решили его убрать, а воду подвести к моровому столбу. Обошлось это городу в 1643 золотых, работы проводились каменщиком Иосифом Га?убером. Марианский столб, согласно канонам, украшен статуями святых – покровителей людей в период эпидемии и защитников города – святого Вацлава, святого Вита, святого Иоанна Евангелиста, святого Иуды Тадеаша, в нижнем ряду – святого Франциска Ксаве?рия, святого Себастьяна, святого Каетана, святого Роха. Автором морового столба и скульптуры Девы Марии, венчающей его, является Матей Вацлав Я?кель (Matej Vaclav Jackel).
Марианская колонна стоит на месте, где когда-то стоял другой атрибут средневековья – позорный столб. И это неспроста. Марианские столбы символизируют соединение земли и неба, радость от того, что опасность отступила, жизнь сохранена. Вертикальность столба вместе с горизонтальностью водоема и очистительной силой воды в нем помогли вернуть этому месту потерянный мир, избавить его от тяжести предыдущих событий.
С площади предлагаем пройти по улице Шатла?вской (SATLAVSKA), а затем и по Горни (Horni) на обзорную площадку, откуда открывается красочная панорама города. На улицу Шатлавскую можно попасть от городского информационного центра, пройдя под аркой, соединяющей два дома.

МЕСТОПОЛОЖЕНИЕ ОБЪЕКТА

Информация по экскурсии "Аудиогид: Чешский Крумлов"

Информация по экскурсии

Длительность: 2,5 ч
Длина маршрута: 3 км
Автор: Коллектив компании Jupitertour
Читает: Е. Загузов, К. Малыгина

Чешский Крумлов – удивительно сохранившийся средневековый город, где словно остановилось время. Грозный замок, уютные улочки и теснящиеся друг к другу дома, своенравная река Влтава и мосты через нее, создают удивительный историко-культурный климат, попасть в которые стремятся миллионы туристов. С 1963 года исторический центр был объявлен памятником культуры, а в 1992 году попал в список всемирного наследия Юнеско.


Что бы воспользоваться экскурсией,
Вам необходимо устройство

Под управлением iOS не ниже 5.1.1
или Android не ниже 4.0.1.