Храм св. Вита

Первое письменное упоминание о нем датируется 1329 годом. В 1390 году Генрих III из Рожмберка принял решение о перестройке храма, которая, по сути, стала новым этапом строительства и привела к возникновению совершенно иного сооружения. В связи с этим был подписан договор с мастером Станекем (Jan Stanek) из Крумлова, и ра-боты по строительству начались. Продолжались они на протяжении всего XV столетия, хотя освящение состоялось в 1439 году, задолго до полного окончания работ. Длина костела – 44 метра или 125 шагов, ширина и высота – 20 метров. Внутреннее пространство состоит из трех нефов, но все они одинаковой высоты. Три нефа в храме являются символом Святой Троицы.
В пресвитере и главном нефе сводчатые нервюры создают сетку ребер с ячейками, в то время как в боковых используется более простые крестовые своды.
В период готики произошло изменение в кладке сводов. Если раньше, в эпоху романской архитектуры, они выкладывались из массивных камней и были одинаковы по всей толщине, то теперь свод стал представлять собой жесткие ребра (нервюры), служащие для опоры и распределения нагрузки.
Промежутки между нервюрами выкладывались легким кирпичом (в боковых нефах) или из тесаного камня (в центральном ) и выполняли только заградительную, но не несущую функцию.
Это открытие позволило архитекторам того времени перекрывать конструкции новыми типами сводов большие пространства соборов, часто неправильной формы, и создавать головокружительно высокие сооружения. Кроме того, нервюрные своды были значительно легче романских, обладали известной гибкостью. Усадка грунта была катастрофической для романских построек, но для готических относительно безопасной.
Интерьер храма – неоготический. В главном алтаре помещена картина, с изображением святого Вацлава и Девы Марии. До 1780 года в костеле было много боковых алтарей, создававшихся чаще всего на деньги ремесленных цехов. Алтари, украшающие неф сегодня, неоготические, посвящены чешским святым – Вацлаву, Флориану, Деве Марии. По левой стороне бокового нефа расположены две капеллы – святого Яна Непомуцкого и святого Христа.
Перед входом в первую капеллу – два надгробных камня из красного мрамора с бывшего саркофага Вилема из Рожмберка и его третьей жены Анны Марии Баденской. Алтарь создавался в 1728 году с использованием элементов рококо, это копия. Культ святого Яна Непомуцкого был расширен в Чехии в XVIII столетии благодаря деятельности иезуитов.
Шварценберки провозгласили его хранителем своего рода. Основателями его почитания была супружеская пара – Адам Франц и его жена Элеонора Амалия. Они долгое время были бездетными, и роду грозило вымирание. После продолжительной молитвы супругов у гроба святого Яна Непомуцкого в Праге, небеса подарили им сына Иосифа Адама из Шварценберка. В связи с этим, в крумловском храме супруги основали капеллу (строительство велось с 1725 по 1726 годы). В нише замурованы сердца некоторых членов этого рода, в том числе Адама Франца и его жены Элеоноры Амалии.
Следующая капелла Вознесения Христа в основе готическая, впервые упоминается в 1439 году. В 1777 году в ней были созданы фрески, работа Франца Иакова Прокиша. В капелле захоронены останки крумловских священнослужителей.
В западной части храма находятся позднеготические хоры и орган с 1908 года. Малый орган перевезен из храма святого Йошты. Он старше главного, создан в 1715 году благодаря финансовой поддержке Марии Эрнестины из Шварценберга. Внизу – купель для крещения.
К храму с западной стороны пристроена колокольная башня. Ее нижняя часть сохранила романскую кладку, оставшуюся от самого первого храма, причем в плане это квадрат, а в более высокой части видоизменяется в восьмигранную постройку. Верхний этаж перестроен в 1893–1894 годах в неоготическом стиле.
С храмом связана легенда об иконе Девы Марии. Рассказывают, что много-много лет назад у одного из крумловских мещан умерла жена, которую он очень любил. Дева Мария, изображенная на одной из икон, находящихся тогда в костеле, очень напоминала этому горожанину его любимую умершую супругу.
Часто ходил в храм, чтобы как можно дольше побыть у этой иконы. И однажды у него созрело желание украсть ее, чтобы она была всегда с ним. После вечерней мессы спрятался, дождался, когда услышит щелчок замка, и, убедившись, что он один, вырезал ножом холст из рамы. Рано утром, при подготовке к утренней службе, покинул его незаметно. Позже изменил место проживания, купил дом на улице Длоугой, подальше от городской святыни. Украденную картину укрепил в домашнем алтаре на обратной стороне, чтобы гости, приходящие в дом, ее не заметили.
Уходило время, икону так никому и не удалось найти. Свою тайну крумловский мещанин рассказал только на смертном одре во время исповеди приходскому священнику. Покаялся, получил отпущение грехов и вскоре умер. А реликвия после его смерти была возвращена в храм, где находится и по сей день, правда, со следами судьбоносной кражи.
Долгое время музыкальная жизнь города была представлена, в основном, деятельностью церковного хора мальчиков, который упоминается в документах с XII столетия, а с XIV столетия он стал неотъемлемой частью жизни города. Мальчики-хористы происходили из бедных семей и пением зарабатывали себе на жизнь.
Имея многолетний опыт пения в хоре, можно было со временем занять место школьного кантора. В главные обязанности хористов входило не только пение на утренней и обеденной мессе, но и на городских праздниках, торжествах, устраиваемых в ратуше по поводу выбора нового городского совета. По обычаям того времени, хор можно было заказать, чтобы он спел перед домом за 30 мейсенских грошей. Дирижировал хором кантор или школьный мастер.

МЕСТОПОЛОЖЕНИЕ ОБЪЕКТА

Информация по экскурсии "Аудиогид: Чешский Крумлов"

Информация по экскурсии

Длительность: 2,5 ч
Длина маршрута: 3 км
Автор: Коллектив компании Jupitertour
Читает: Е. Загузов, К. Малыгина

Чешский Крумлов – удивительно сохранившийся средневековый город, где словно остановилось время. Грозный замок, уютные улочки и теснящиеся друг к другу дома, своенравная река Влтава и мосты через нее, создают удивительный историко-культурный климат, попасть в которые стремятся миллионы туристов. С 1963 года исторический центр был объявлен памятником культуры, а в 1992 году попал в список всемирного наследия Юнеско.


Что бы воспользоваться экскурсией,
Вам необходимо устройство

Под управлением iOS не ниже 5.1.1
или Android не ниже 4.0.1.