Собор св. Стефана

Длительность: 03:14:38
Язык экскурсии: Русский
Автор: Audiogid

100% Complete (success)
0% Complete (success)

Собор св. Стефана или Штефансдом – символ Вены и его центр. От собора отсчитывается расстояние всех дорог, ведущих из столицы Австрии.
Считается, что первая церковь на этом месте была заложена в 1137 г. Через 10 лет храм был освящён. На протяжении столетий собор во имя покровителя Вены – святого Стефана – многократно перестраивался и восстанавливался после разрушений. Так, решив восстановить собор после пожара, герцог Рудольф IV Габсбург присутствовал 7 апреля 1359 г. на торжественной церемонии закладки южной башни, которая и сейчас является высотной доминантой Вены.
Высота башни – 133 м, а вместе с венчающим ее орлом – 137. Строил башню, которую венцы с юмором именуют Штефль, т.е. «маленький Штефан», Петер фон Прахатиц, а завершил в 1433 г. его сын Ганс. Во времена Габсбургов во всей империи было запрещено строить храмы выше этой башни. Прежде чем войти в собор, обойдём его снаружи.
Главный вход в храм с западной стороны. Это огромный арочный перспективный портал, который именуют Гигантскими воротами. Над дверью композиция «Христос и апостолы», арки украшают резные растительные орнаменты, на стене – ряд масок и фигур, в нишах – каменные статуи, из которых обращает на себя внимание Самсон, борющийся со львом.
На стене можно увидеть две железные меры – средневековые венские эталоны: мера длины ткани и размер каравая хлеба. Любой покупатель мог проверить купленный товар, и обманщика ожидала строгая кара. Так жулика-булочника окунали в плетёной корзине в Дунай, в холодное время года это купание могло закончиться очень плохо.
Западная стена с воротами Гигантов и две башни справа и слева, именуемые башнями Язычников – самые старые сохранившиеся части Штефансдома. По сравнению с южной башней они кажутся небольшими, хотя их высота 65 м. На левой «Языческой» башне имеются шесть колоколов.
Фёйерин, или «Пожарный колокол», оповещал горожан о возникшем пожаре – ведь на протяжении веков Штефансдом был самым высоким зданием Вены, и здесь находился пост пожарной охраны. Сейчас колокол используется на вечерних службах. Кантнерин, названный в честь сопровождающих службу музыкантов и отлитый в 1772 г. – самый старый на этой башне. Для сопровождения погребальных церемоний предназначен колокол, называющийся «Бедные души», а по звону «Пивного колокола» Бирингерина закрывались венские кабачки и пивные.
Вы можете повернуть за угол собора. Тогда обратите внимание на модель собора святого Стефана – так оформлен ящик для пожертвований, и силуэт церкви Марии Магдалины, изображённый на плитах площади. Церковь погибла при пожаре в 18 веке. Её подземную часть – капеллу святого Вергилия, раскопанную археологами, можно увидеть, спустившись на станцию метро Штефанплац».
Небольшая пристройка к южной стене в виде сводчатой пятиугольной капеллы была выполнена около 1440 г. для защиты ценнейших Певческих врат – южного входа в собор. Выполненное в середине 14 в. скульптурное убранство считается уникальным явлением в истории искусства. Нижний рельеф, выполненный из единого каменного блока, представляет историю обращения Савла – будущего апостола Павла. Наверху изображены крещение и мученичество апостола. В проёмах портала скульптурные изображения герцога Рудольфа IV Австрийского, считающегося основателем собора в его готическом виде (поэтому в руке герцог держит модель собора) и его супруги Екатерины Люксембургской (дочери императора Карла IV) со слугами. Рудольф IV также является основателем Венского университета, покровительницей которого в честь супруги герцога считается святая Екатерина.
В основании южной башни – ворота Примглёкляйн, что можно перевести как «Колокольные». К колоколам и на смотровую площадку можно подняться, преодолев 343 ступеньки. Колокол «Уршелле», отлитый в 1449 году, и «Примглёке», переделанный в 1772, отбивали часы.
На южной башне имеются ещё 11 колоколов, массой от 35 до 5700 кг, заменивших в 1960 году колокола, пострадавшие при пожаре 1945 года. Они снабжены электроприводом и используются для церковного звона. Из них четыре звонят перед началом обычной мессы, число увеличивается до десяти по праздничными дням и до одиннадцати — если служит сам архиепископ.
С площадки открывается великолепный вид на город, а также можно рассмотреть крышу собора, выполненную из 250 000 покрытых цветной глазурью черепиц, которые составили герб Австрии и герб Вены. Длина крыши центрального нефа 110 м, высота 37, причём наклон крыши – 80 градусов, поэтому дождевая вода хорошо её промывает, а снег не задерживается.
Огибая восточную алтарную часть собора обратите внимание на скульптурное убранство, на фреску «Христос, на голову которого надевают терновый венец», изваяние Христа «Се человек», которую именуют также «Бог зубной боли», из-за выражения лица изображённого персонажа. Это копия, оригинал находится внутри собора.
Рассматривая северную сторону собора невозможно не заметить пышную наружную кафедру Капистрано. Считается, что с кафедры в 1451 г. произносил страстные проповеди против нашествия турок монах-францисканец святой Джованни ди Капистрано. После победы была создана эта пышная барочная композиция, где поверженный турок у ног святого напоминает о военном триумфе.
В основании северной башни мы видим ворота Адлер (т.е. Орлиные). Здесь находится выход из катакомб и плита с именем Моцарта. С собором связаны многие важные события жизни гениального композитора. В 1782 г. Моцарт здесь венчался, затем крестил двоих детей, в конце жизни получил должность капельмейстера собора, а после смерти в 1791 г. здесь его отпевали.
Автор северной башни – Ганс Пукспаум. Башню строили уже после смерти архитектора, но она так и осталась незаконченной, что конечно же породило массу легенд. Одна из них рассказывает, что боясь не справиться с работой, мастер заключил сделку – конечно же, с дьяволом!
Условием было не называть во время работы ни одного имени Бога. Мастер посчитал задачу несложной, но однажды, увидев сверху свою возлюбленную, он окликнул её: «Мария!», назвав таким образом имя Божьей матери. Мастер тут же упал замертво, а башня, заложенная в 1450 году Фридрихом III, осталась недостроенной.
Согласно легенде, Фридрих приказал использовать весь годовой урожай вина в качестве вяжущего средства при строительстве башни. В 16 веке её завершили куполом. На башне находится главный колокол Австрии. Его называют Пуммерин из-за низкого звучания, хотя официально он освящён в честь Девы Марии. Он был отлит из трофейных пушек, захваченных в ходе освобождения Вены от турецкой осады в 1683 г., поэтому всегда воспринимался как символ свободы.
В Пуммерин впервые зазвонили 26 января 1712 г., когда Карл VI возвращался в Вену с церемонии коронации его как императора Священной Римской империи. В последний раз он звонил на Пасху 1937 г., когда гитлеровская Германия совершила присоединение Австрии – аншлюс. Погиб Старый Пуммерин 12 апреля 1945 г., когда собор пострадал от страшного пожара.
В восстановлении Штефансдома принимала участие вся страна. Так, земля Верхняя Австрия подарила Новый Пуммерин, который был отлит 5 ноября 1951 из осколков разбившегося Старого Пуммерина. Вес колокола 21 тонна, диаметр 314 см, а украшения повторяют существовавшие прежде. Зазвонил колокол после восстановления собора 23 апреля 1952 г. Это второй по величине колокол Европы.
Пуммерин звонит одиннадцать раз в год — по великим праздникам, в день освящения собора (23 апреля) и в новогоднюю ночь. Дольше всего – 10 минут – колокол звонит, оповещая о смерти и интронизации Папы Римского и архиепископа Вены. А в Новогоднюю ночь после звона Пуммерина звучит вальс Штрауса “На прекрасном голубом Дунае”, который считается неофициальным гимном Австрии, и собравшиеся на площади вступают в новый год, танцуя вальс. Кроме Пуммерина на башне находятся ещё три колокола, таким образом всего собор святого Стефана имеет 23 колокола. Подняться на башню можно на лифте из собора.
На северной стене, так же как на южной у Певческих врат, пятиугольная пристройка прикрывает северный вход – Епископские врата. Епископский дворец находился на северной стороне площади. Сейчас в нём располагается епархиальный музей Штефансдома, где выставлены многочисленные реликвии.
Во Дворце архиепископа (Штефанплац, 7) находится Музей Собора и Епархии. Он был организован в 1933 году в честь 500-летия Собора Святого Стефана и 250-летия победы над турками. Экспонаты музея представляют тысячелетие религиозного искусства, в том числе – портрет Рудольфа IV, датируемый 1365 годом и являющийся шедевром мирового значения. На отдельной выставке с 1980 г. представлено собрание богослова и мецената Отто Мауэра, создавшего коллекцию из 3000 произведений, в большинстве – австрийского искусства 20 века.
Внутренне убранство собора не уступает внешнему. Найдите время не спеша осмотреть интерьер Штефансдома. Наш дальнейший рассказ о нем.

МЕСТОПОЛОЖЕНИЕ ОБЪЕКТА

Информация по экскурсии "Аудиогид: Вена-2"

Информация по экскурсии

Длительность: 2 ч
Длина маршрута: 4 км
Автор: О. Слепенкова, Е. Калинина
Читает: А. Гойда

Продолжение знакомства с великолепной Веной: достопримечательностями Внутреннего города и Ринга.


Что бы воспользоваться экскурсией,
Вам необходимо устройство

Под управлением iOS не ниже 5.1.1
или Android не ниже 4.0.1.



Предложения наших партнеров по Вене

Ежедневная прогулка по Вене

На нашей дружеской прогулке вы познакомитесь с нетривиальной историей Вены и взглянете на неё глазами местных жителей. Мы хотим не

Автор: Tripster

Живая и повседневная Вена

Чтобы почувствовать настроение Вены, необходимо, забыв про тривиальные исторические факты, попробовать отыскать присущие только ей образы — дома, улицы, памятники

Автор: Анна

Один день в Вене

На этой экскурсии вы увидите не только основные достопримечательности, но и то, что скрыто от глаз обычных туристов. Вена —

Автор: Мария

Средневековая Австрия. В гости к князьям и монахам в Венский лес

Всего в 20 км от Вены находится знаменитый Венский лес. Там вы пройдетесь по средневековому замку 12-го века, заглянете в

Автор: Лилия

История Вены без скучных фактов и дат

Устали от скучных экскурсий, когда гиды просто сыплют датами и монотонно пересказывают учебник? Тогда давайте побеседуем о Вене на неформальной

Автор: Сюзана

Скетчинг-тур по улицам Вены

Что такое скетчинг-тур? Городской скечинг — это прогулки по городу, во время которых мы делаем небольшие зарисовки — скетчи — всего,

Автор: Ульяна

Первое свидание с имперским городом — обзорная экскурсия

Вы познакомитесь с наиболее знаменательными достопримечательностями исторической части города, узнаете историю их создания и их значение для современной жизни пульсирующей

Автор: Лилия

Обзорная экскурсия по Вене с профессиональным фотографом

Когда приезжаешь в новый город, начинаешь ценить свое время, так как за один или два дня нужно осмотреть все достопримечательности,

Автор: Сюзана

Неспешная прогулка по парку Шёнбрунн

Шёнбрунн — это летняя резиденция императоров, дворцовый комплекс с восхитительным парком и одно из любимых мест отдыха венцев. Большинство туристов

Автор: Мария

Альпийские панорамы и сказочный Халльштатт

Завораживающие альпийские вершины, зеркальные озера и самобытные города, затерявшиеся среди скал, — всё это Зальцкаммергут! Вы проедете по одному из самых живописных маршрутов Европы: пройдете

Автор: Андрей

Прогулки по архитектурной Вене

У каждого знакомство с городом происходит по-своему: кто-то лихорадочно бегает с картой и фотоаппаратом, пытаясь жадно проглотить все знаковые места

Автор: Ульяна

Сказки венского леса

Венский лес — красивейший уголок Австрии с особым культурным и природным ландшафтом. С 2005 г. входит во всемирную сеть биосферных

Автор: Vlada

Нестандартная прогулка по Вене

Вы увидите исторический центр Вены с необычных ракурсов, прогуляетесь по дворцовым апартаментам, попробуете легендарный торт Захер и узнаете множество фактов

Автор: Vlada

Коллекции дворца Бельведер и австрийская идентичность

Вена — это центр Европы, музыкальная столица, родина психоанализа и перекрёсток культур. И в галереях дворца Бельведер хранятся произведения, которые помогут открыть все грани

Автор: Юлия

Шедевры Музея истории искусств

Вы познакомитесь с коллекцией сокровищ западного искусства, в том числе, увидите крупнейшее в мире собрание картин Брейгеля. Через истории самых ярких экспонатов, художественных предметов,

Автор: Мария

Величественная Вена

Имперская архитектура, неоготические церкви и зелёные дворцово-парковые ансамбли — путеводители не врут, называя Вену роскошной столицей. Такой её увидите и

Автор: Андрей