Сувениры из России: Лаковая миниатюра

Игольники, копилки, марочницы, табакерки и чайницы, сигаретницы и спичечницы, овальные, гладкие или прямоугольные, в том числе ишкатулки для драгоценностей, памятных мелочей и сувениров были в каждом доме. Красочные коробочки с загадками и секретами очень нравились и были любимыми по всей стране. Многие сейчас предпочитают их коллекционировать. Ведь такие изделия русских промыслов сочетают в себе неповторимость русской традиционной культуры.

Шкатулки – коробочки для украшений появились еще в глубокой древности. Это всегда были штучные и очень дорогие предметы. Все шкатулки расписываются вручную, автор вкладывает в роспись свою душу и кусочек истории и культуры России. Сюжеты росписи могут быть на узнаваемую тематику, - это и народные сказки, и библейские легенды, жития святых, образы народных героев, красавиц, сюжеты всемирно известных полотен художников, русские пейзажи, местные праздники и многое другое.Существует несколько центров изготовления лаковой миниатюры: Федоскино, Холуй, Мстёра, Палех.

Федоскинский промысел лаковой миниатюрной живописи начинает свою историю в 1795 году, когда купец П. И. Коробов организовал в купленном им сельце Данилкове (в настоящее время входит в состав Федоскина) козыречное производство. Сейчас это самый старинный центр народного творчества, который хорошо известен и получил признание в мире.

1380

Все, что рождается в Федоскино, является эксклюзивной ручной авторской работой, созданной неимоверным кропотливым трудом. На каждом изделии тонким стальным перышком пишется имя художника и год изготовления. Производство каждого изделия включает в себя 5 основных этапов, а общая длительность изготовления достигает 4-6 месяцев.

Для начала из папье-маше – чистого древесного картона, изготавливают корпус шкатулки. Заготовку пропитывают горячим льняным маслом, сушат при высокой температуре в печи, грунтуют, шлифуют, образуя абсолютно гладкую поверхность, и покрывают несколькими слоями лака. Снаружи – черным, а изнутри – красным. Выполненные по этой технологии изделия живут столетия, не деформируются и не рассыхаются.

Для росписи используют масляные краски, золото, поталь (сусальное золото), океанический перламутр, медную крошку.

Поверх грунта наносят силуэтный рисунок через кальку.

Первый слой живописи – замалёвок, отображает основные цвета и тени, пока без деталей. Его наносят на изделие и просушивают при 600С, чтобы ускорить процесс, ведь при комнатной температуре масляные краски сохнут долго. После сушки наносят еще слой лака и снова сушат. Каждый слой лака шлифуют порошком из пемзы, удаляя пузырьки и неровности и создавая идеальную плоскость для следующего слоя.

Промалёвка старательно прописывает детали, добавляет яркого света и углубляет тени, затем снова сушат и покрывают лаком. Последний слой живописи – это «бликовка». Он расставляет акценты, подчеркивает мельчайшие детали и выводит блики. Затем снова сушка, а за ней не менее десяти слоев лака.

В заключении наводится красота на корпусе. Для этого тонюсеньким стальным перышком художник наносит орнамент, дату изготовления и подписывает изделие.

Еще один интересный центр лаковой миниатюры находится в Ивановской области в селе Холуй. В документах за 1613 год слобода Холуй уже упоминалась как известный центр иконописи и лаковой миниатюры, и была пожалована князю Дмитрию Пожарскому за освобождение Москвы от польских интервентов.

Название «Холуй» произошло от промысла на реки Тезе, недалеко от впадения ее в Клязьму. Для лова рыбы люди ставили плетни из прутьев, называемые «холуи», «холуйники» – так объясняет русский толковый словарь В.И. Даля значение этих слов.

190

Первоначально слободские умельцы занимались иконописью, в основном для Троице-Сергиевой лавры, а также изготовляя и недорогие иконы для окрестных жителей. В дальнейшем холуйские иконописцы расписывали и украшали храмы многих городов, в частности в Москве и Петербурге (Спас-на-Крови – Петербург, Успенский собор в Московском Кремле).

Говоря о миниатюрных шкатулках, табакерках и кубышках, здесь, в отличие от Федоскина, для росписи используют не масляную, а темперную краску и подмастерьев обучают не на готовых изделиях, а на на листах картона, окрашенных в черный цвет и покрытых лаком.

Следующий центр лаковой росписи - Мстёра, находится в одноименном поселке Владимирской области. Основой промысла являются предметы из дерева или папье-маше, расписанные темперой и покрытые лаком.

Мстёра, также как и Холуй являлась центром иконописи с XIV века. Этот промысел имел несколько этапов развития. К середине XVIII века появились так называемые «мелочные письма» — иконы с миниатюрными сценами и множеством деталей. А в начале XX века с появлением хромолитографий в промысле наступил кризис. После революции необходимость в иконах и вовсе отпала. Тогда бывшие иконописцы объединились в 1923 году в «Артель древнерусской живописи». В 1931 году образовалась артель «Пролетарское искусство», впоследствии ставшая фабрикой. Именно после выставки было принято решение изготавливать коробочки из папье-маше.

Живопись выполнялась темперными красками, приготовленными на основе яично-желтковой эмульсии. Последовательность приемов живописи аналогична иконописи. Сначала рисунок с помощью «припороха» переносится с кальки на крышку коробки. Затем производится «роскрышь» — нанесение композиции. После этого начинается детальная длительная «роспись». За ними следуют «плави» — приведение цвета к единству. Заканчивает письмо «бликовка» белилами либо твореным золотом из листов тончайшего золота 960-й пробы. Готовая вещь покрывается шестью слоями прозрачного лака, сушится в печи и полируется.

53258095 paleh15

К 1950-м годам сложились основные особенности стиля. Бывшие иконописцы создали его на основе традиций самого консервативного из искусств, проявив подлинное творческое новаторство. Миниатюра Мстёры вобрала в себя многие особенности иконописи, в частности, новгородских и строгановских писем XVII века. Местом действия персонажей миниатюр чаще всего является тщательно разработанный пейзаж или ансамбль "русских палат".

Палехскую лаковую миниатюру знают и ценят во всем мире. По всему свету разошлись и продолжают расходиться сегодня, прекрасные в своей изысканности и утонченности ларцы и шкатулки, панно и футляры, броши и пудреницы.

Старинное русское село Палех расположено в центре России, в 350 км к северо-востоку от Москвы и в 60-ти километрах от Иванова. По старинным преданиям начало иконописи Палеха относится к временам татаро-монгольского нашествия. Будто бы, когда татары разграбили и сожгли Владимир и Суздаль оттуда вместе с другими мастеровым людом бежали в дремучие леса суздальские и владимирские монахи-иконописцы. Они спалили лес и построили себе дома. Селение стали называть Палехом. И основным промыслом села стала иконопись.

броши

Наибольшего расцвета палехское иконописание достигло в XVIII — начале XIX века. Местный стиль сложился под влиянием московской, новгородской, строгановской и ярославской школ. Кроме иконописи, палешане занимались монументальной живописью, участвуя в росписи и реставрации церквей и соборов, в том числе Грановитой палаты Московского Кремля, храмов Троице-Сергиевой лавры, Новодевичьего монастыря.

После революции 1917 года художники Палеха, также как и других творческих слобод, были вынуждены искать новые формы реализации своего творческого потенциала. В декабре 1924 года в Палехе возникла Артель древней живописи, занимавшаяся росписью изделий из папье-маше. Богатый опыт помог палешанам справиться с новой, очень сложной задачей - соединить миниатюрную живопись с объемной формой шкатулок, очечников, сигаретниц, пудрениц, письменных приборов.

Бывшие иконописцы не отказались от привычной техники письма яичными красками с применением золота. Удачным оказался и выбранный в качестве основного черный фон. Сюжетами первых миниатюр стали тройки, охоты, битвы, парочки, пастушки, идиллии, гулянки.

Особенно любил палехские миниатюры М. Горький, именно он и посоветовал мастерам сохранить лучшие образцы изделий и на их основе создать музей.

В эти художественно-ремесленные села проводятся экскурсии. Практически любое турагенство из Москвы, занимающееся внутренним экскурсионным туризмом предложит однодневную тематическую экскурсию по ремесленным слободам. Если есть такое желание, можно съездить в села самостоятельно. Там Вам продемонстрируют процесс изготовления знаменитых шкатулок, также предложат попробовать разукрасить свою шкатулку и взять с собой. Все, кто ездил были очень довольны увиденным.

 

Дата публикации: 26.04.2014, обновлена 30.08.2014
Tags: Лаковая миниатюра, Сувениры, Россия