Санкт-Петербург Карла Росси

Санкт Петербург, Россия

Карло ди Джованни (Карл Иванович) Росси родился в 1775 году в Неаполе. С 1787 года вместе с матерью, балериной Гертрудой Росси, и отчимом, выдающимся балетным танцором Шарлем Ле Пиком, жил в России, в Санкт-Петербурге, куда был приглашен его знаменитый отчим.
Будучи с детства связанным с миром искусств, Росси обучался у архитектора Винченцо Бренна, творения которого отличались массивностью форм и обилием декора. В 1795 он поступает на службу в Адмиралтейскую коллегию архитектуры чертёжником.

памятник архитекторам СПб В 1802-1803 годах Росси изучал античные памятники в Италии и по возвращении в Россию получил звание архитектора. В творчестве Росси получили развитие градостроительные принципы, сформированные в сооружениях Воронихина, Захарова, Томона.

вход на дворцовую

Архитектурная мысль Росси поражает своей широтой: он постоянно стремится к единой планировке целых районов города, заключающих в себе систему взаимосвязанных улиц и площадей. Высокий классицизм в работах Росси приобретает своеобразную триумфальность, но в поздних работах архитектора получает черты внешней декоративности.

арка генштаба

Одно из лучших творений архитектора – здание Главного штаба и министерств (1819-1829). Особенность проекта – его пластичность. Здание словно обнимает площадь полукругом своих изогнутых корпусов. Прорезывающий этот полукруг темный проем глубокой арки, перекрывающий собой целую улицу, делает ощутимым мощный объем всего сооружения.

Арка носит триумфальный характер, что подчеркнуто и ее скульптурным декором: колесница Победы, венчающая аттик, арматурные рельефы и статуи воинов между колоннами, крылатые вестницы Славы над проемом арки.

Единство архитектурного решения ансамбля Дворцовой площади достигается тонким пластическим соотношением здания Генерального штаба с Зимним дворцом. Родственные друг другу в своей торжественности и монументальности, они во многом противоположны. 

В неразрывной пластической и идейной связи со зданиями находится и Александровская колонна, центрирующая композицию площади.

Одновременно со строительством здания Главного штаба и министерств происходило сооружение ансамбля Михайловского дворца (ныне Русского музея) в Петербурге. В его разработке типична для Росси широта архитектурных замыслов, направленных на преобразование целого городского района. Торжественный и пышный дворец, решенный по традиционной схеме усадебного дома с парадным двором, заключенным между боковыми крыльями – служебными корпусами, соединенными с дворцом переходами, и большим парком, органически включен в типично городской пейзаж, состоящий из площади и системы, связанных с нею улиц.

михайловский дворец

 

Архитектор продолжил до Марсова поля Садовую улицу и проложил заново улицу, параллельную Невскому проспекту, а также еще одну, на главной оси дворца, соединяющую площадь перед дворцом (ныне площадь Искусств) с Невским проспектом. Росси были разработаны фасады домов, выходящих на площадь и улицы. С противоположной стороны дворцовый ансамбль связан с пространством Марсова поля парковым павильоном-пристанью, отчетливо рисующимся на фоне темной зелени деревьев. Гранитные ступени ведут от павильона к берегу Мойки.

Александринский театр

К числу значительных творений Росси относится и ансамбль Александринского театра. Характерная для Росси масштабность архитектурной мысли здесь также приводит к перепланировке целого района города. Работы велись в 1828-1834 годах. Помимо здания театра, были сооружены корпуса, образовавшие новую – Театральную – улицу (ныне улица Зодчего Росси) и новое здание Публичной библиотеки, замкнувшее площадь перед театром.

В том же характере были решены фасады домов на площади возле Чернышева моста, с которой граничила Театральная улица со стороны, противоположной театру. Своей значительностью и завершенностью ансамбль занимает выдающееся место в Петербурге первой половины XIX века. Единство архитектурного решения достигалось здесь мощным ритмом колоннад, поднятых на высокий цоколь. Пышные, торжественные колоннады лоджии и боковых портиков театра, стройные ионические колонны фасада нового корпуса Публичной библиотеки, наконец, суровое, сдержанное звучание дорического ордера в архитектуре корпусов, образующих Театральную улицу, – все это образует смену необыкновенных по своей красоте архитектурных картин. Одна из них – идеальная перспектива Театральной улицы с ее стремительным бегом прямых линий карнизов и цоколей и мерным ритмом вертикалей дорических колонн.

улица зодчего росси
Не менее мастерски решено здание Сената и Синода (1829-1834), замыкающее ансамбль центральных площадей. С большим искусством, соразмерив это свое творение с Адмиралтейством Захарова, Росси замкнул непрерывный пространственный пробег от Дворцовой до Сенатской площади. В то же время, скруглив угол дома, выходящий к реке, Росси связал его с набережной.

публичная библиотека

Характерно, что в решении здания Сената и Синода уже присутствуют черты известного оскудения классицизма как стиля в архитектуре. Фасад здания с прорезывающей его аркой решен, как набор типовых архитектурных мотивов, наложенных поверх его конструкции, как своеобразная декоративная рубашка. Сами формы архитектурного и скульптурного декора стали заметно суше и дробнее.

В облике города, расположенного в дельте большой реки и пересеченного каналами, большую роль играли мосты. Они составили одну из индивидуальных черт Петербурга, отличающих его от других городов России. В первой трети XIX века велись большие работы по благоустройству набережных Мойки, Екатерининского канала, Фонтанки и некоторых других водных артерий города. По проекту К. Росси и инженера П. Бадена построены мосты около Инженерного замка и Михайловского дворца. Тогда же были возведены мосты: Красный, Поцелуев, Синий – через Мойку, Банковский и Львиный – через Екатерининский канал. Иногда геометрически простые в своей конструкции, иногда украшенные уникальным чугунным литьем со стройными дугами причудливых фонарей.

сенат
Отчетливо рисующиеся на фоне неба, они удивительно разнообразят архитектурные пейзажи города в районах, уже несколько удаленных от грандиозных панорам невских набережных и центральных площадей. Прихотливое разнообразие их решения в соединении с изгибами небольших рек и каналов придает и поныне окружающему пейзажу оттенок своеобразной урбанистической романтики.

Напоминаем, что у нас есть аудиогиды и бесплатный путеводитель для желающих провести время в Санкт-Петербурге. А если вы хотите все и сразу, то мы подготовили для вас пакет аудио экскурсий. Есть экскурсии на английском и немецком языках.

Дата публикации: 07.04.2015
Tags: Санкт Петербург, Питер, Россия



Предложения наших партнеров по Санкт Петербургу

Петергоф и Кронштадт: два города за один день

Эта поездка объединила культовые пригороды Санкт-Петербурга — резиденцию русских императоров Петергоф и город-порт Кронштадт. За один день вы насладитесь архитектурными шедеврами и фонтанами русского Версаля,

Автор: Филипп

От крыши к крыше в центре Петербурга

Программа-минимум в городе на Неве — увидеть его сверху! Со мной вы пройдете по системе крыш с видами на все

Автор: Алексей

Петербург с крыши

Вы увидите Северную столицу с другого ракурса, ощутите на лице свежий ветер с Финского залива, сможете отрешиться от уличной суеты

Автор: Алексей

Гуляй как петербуржец

Эта авторская прогулка создана, чтобы не просто познакомить вас с городом на Неве, но дать реальное представление о Петербурге, без

Автор: Анастасия

Ускользающий мир петербургских дворов и парадных (групповая экскурсия)

Вы совершите путешествие по местам малодоступным и пока еще хранящим обаяние атмосферы прошлого — заглянете за парадные фасады петербургских старинных жилых

Автор: Алексей

Летние крыши Петербурга

Внизу движутся машины, спешат люди, но никто из них не знает, что за ними наблюдают. Эта экскурсия поможет вам окунуться

Автор: Юрий

На автобусе и теплоходе по ночному Петербургу

На экскурсии вы почувствуете волшебство петербургской ночи и увидите культовые достопримечательности: Исаакиевскую площадь, крейсер «Аврора», Дом Зингера, Фонтанку с Чижиком-Пыжиком

Автор: Ирина

Покорить крыши Петербурга

Чтобы по-настоящему понять и рассмотреть устройство Петербурга, нужно забраться на его легендарные крыши. На прогулке вы откроете для себя город с новой стороны: увидите знаменитый

Автор: Данил

Дворцы, великолепный парк и фонтаны Петергофа

Гармоничные нордические пейзажи, журчание водных струй и барочная архитектура — всё это Петергоф. Парадная резиденция, расположившись на берегу Финского залива, недаром манит путешественников

Автор: Ирина

Большая обзорная экскурсия с посещением Петропавловской крепости

За 5 часов прошлое города и его облик сложатся для вас в понятную картину. На фоне Невского проспекта, Исаакиевского и

Автор: Филипп

Неформальный Петербург

Вместо стандартных достопримечательностей на моей экскурсии вы увидите Петербург ярких дворов-колодцев и арт-мест, нетипичных баров с историей и художественных мастерских. А вместо классических фактов о Северной столице

Автор: Сергей

Секретный Петербург: прогулка с фотографом

Если вы хотите увезти из Санкт-Петербурга не только воспоминания, но и чудесные фотографии, приглашаю вместе прогуляться по этому таинственному и прекрасному городу. Я проведу вас по мощеным улицам, наполненным

Автор: Арсений и Оля

Открыть Петербург детям!

Познакомить детей с великолепным Санкт-Петербургом — задача ответственная. Я с радостью помогу вам решить ее, рассказывая ребятам об истории города

Автор: Анастасия

Классический Петербург

Эта экскурсия будет особенно интересна тем, кто оказался в Петербурге впервые! Это прекрасный шанс встретиться с самыми знаменитыми достопримечательностями Северной

Автор: Артем

Путешествие по проходным дворам Санкт-Петербурга

Проходные дворы – это портал в другой, нетуристический Питер. Прогулка по ним позволит вам почувствовать дух города, а я расскажу

Автор: Илья

Эрмитаж в компании искусствоведа

На экскурсии мы исследуем более 30 залов Эрмитажа, познакомимся с работами голландских, итальянских и испанских мастеров, античной скульптурой и культурой

Автор: Ирина