Дом Пиковой дамы и другие дома по Гороховой улице

Санкт Петербург, Россия

Первоначально улица имела название Средняя перспектива, соответственно Невский проспект — Большая перспектива, а Вознесенский проспект — Малая перспектива. С середины XVIII века у улицы было сразу три имени — 2-й Адмиралтейский проспект, 2-я Перспективная улица, Адмиралтейская улица.

Нынешнее название улица получила после 1756 года, когда, по легенде, английский купец Гаррах, прозванный в народе Горох и Горохов, построил на ней каменный дом и открыл лавку. С того времени велось длительное «состязание» между официальным названием Адмиралтейская, и бытовым — Гороховая. На городских планах нередко указывали двойное название Адмиралтейская, или Гороховая улица.

дом 2

После революции переименования улицы продолжились. Так как здесь, в доме №2, после революции находилась Всероссийская чрезвычайная комиссия Совета народных комиссаров по борьбе с контрреволюцией и саботажем (ВЧК), которую возглавлял Ф. Э. Дзержинский, улицу переименовали в Комиссаровскую, а затем в 1927 году — в улицу Дзержинского. Прежнее название — Гороховая — вернули в 1991 году.

По улице сохранилось много интересных домов, привлекающих внимание не только отделкой, но и своими владельцами, легендами и тайнами. Вот тот же самый дом под №2, построенный в конце 18 века в стиле классицизм по проекту Джакомо Кваренги, называется Дом Фитингофа.

Барон Иван Федорович Фитингоф был видным деятелем Просвещения из остзейского (немецкого, прибалтийского) рода Фитингофов, отец естествоиспытателя Б. И. Фитингофа и знаменитой баронессы Криденер. Известен тем, что в елизаветинское время участвовал в кампаниях против Швеции и Пруссии, а в екатерининское был назначен сенатором и главным директором Медицинской коллегии. Его дом играл немаловажную роль в формировании ансамбля исторического центра Санкт-Петербурга.

Надо сказать, что Джакомо Кваренги оставил много работ не только в столице, но и в Москве, и в других частях Российской империи. Он был едва ли не самый плодовитый представитель палладианства (строгое следование симметрии, учет перспективы и заимствование принципов классической храмовой архитектуры Древней Греции и Рима) в русской архитектуре. Будучи 35 лет от роду, в январе 1780 года Кваренги приехал в Санкт-Петербург по приглашению Екатерины II в качестве «архитектора двора ее величества». В первое десятилетие своего пребывания в России он построил Английский дворец в Петергофе, павильон в Царском Селе, здания Эрмитажного театра, Академии наук, Ассигнационного банка, Иностранной коллегии в Санкт-Петербурге. Он выполнил также ряд заказов высокопоставленных вельмож, среди которых выделяется летний дворец графа Безбородко.

Giacomo Quarenghi by Alexander Orlovsky 1777-1832

Кваренги был родом из селения близ Бергамо. В молодости обучался живописи в Риме под руководством Рафаэля Менгса, затем изучал архитектуру. Построил манеж в Монако и столовую залу в доме эрцгерцогини Моденской в Вене. Несмотря на признание таланта постоянной работы Джакомо Кваренги не имел до 30 лет. В это же время Екатерина II оказалась разочарованной во французских зодчих и решила пригласить в Россию итальянского мастера.

Архитектор был известен среди современников как высоко эрудированный и образованный человек. Вместе с тем, он обладал непривлекательной внешностью, из-за чего часто становился объектом карикатур. «Старик Гваренги часто ходил пешком, и всяк знал его, ибо он был замечателен по огромной синеватой луковице, которую природа вместо носа приклеила к его лицу». В 1812 году перед походом Наполеона на Россию итальянский король приказал всем итальянцам вернуться на Родину. Кваренги данному приказу не последовал, из-за чего был приговорен королем к смертной казни и конфискации всего имущества. Таким образом, Джакомо Кваренги потерял возможность вернуться на историческую Родину, но обрел новую. Победное возвращение русской армии в Санкт-Петербург в 1814 году пожилой архитектор отметил строительством триумфальных Нарвских ворот.

Дом под №3 в неоклассическом стиле был когда-то доходным домом Второго российского страхового от огня общества, открытого в 1835 году.

Gorokhovaya Street SPB 02

Дом №4 известен своими жильцами. Здесь в 30-40-х годах прошлого столетия жили: артистка балета Ваганова А. Я., композитор Дунаевский И. О., певец Ершов И. В., певица Преображенская С. П., балерина Уланова Г. С. Фасад облицован гранитом с двумя симметричными двухъярусными эркерами. Другие элементы фасада: гирлянды, венки, маски, медальоны с женскими фигурами из белого мрамора, рога изобилия. Над въездом во двор помещено изображение саламандры, как отличительный знак первого хозяина этого доходного дома - страхового общества «Саламандра».

дом 8 Объектом культурного наследия России является дом №8. Сейчас в здании находится мини-отель «Старая Вена», но не столь давно, на протяжении многих десятилетий, здесь находился ресторан «Вена». Он был открыт хозяином дома, предпринимателем Ф. И. Ротиным еще в 1870-х годах. А еще раньше здесь располагался «Венский трактир». Так что «венская» традиция не была утрачена здесь. При ресторане был открыт в 1884 году шахматный клуб, что добавило популярности заведению. Постоянными посетителями ресторана были писатели А. Т. Аверченко, Л. Н. Андреев, М. Горький, А. И. Куприн, А. Н. Толстой, поэты А. А. Блок, С. М. Городецкий, певец Ф. И. Шаляпин и др. В буфетной по стенам были развешаны рисунки и автографы знаменитых посетителей. Каждый день в "Вене" завтракало до 500 и обедало до 600 человек. В штате ресторана находилось около 180 человек. С началом 1-й мировой войны "Вену" петербуржцы патриотически называли "Ресторан Ивана Соколова". После октября 1917 года он был закрыт, и возрожден под прежним названием в декабре 1993 года. В настоящее время на месте ресторана «Вена» расположен мини-отель «Старая Вена», все номера в котором посвящены поэтам и писателям Серебряного века. Также в отеле проводятся поэтические и литературные вечера и мероприятия.

dom pikovoy damy 01

Дом №10 называют Домом пиковой дамы. Его построил А.А. Тон, один из трех братьев архитекторов, для княгини Натальи Петровны Голицыной, фрейлины «при дворе пяти императоров». По мнению литературоведов, именно княгиня Н. П. Голицына послужила для А. С. Пушкина прообразом старухи-графини в «Пиковой даме». Она прожила до глубокой старости и умерла в возрасте 94 лет в этом доме. Описание дома в повести соответствуют реальной обстановке в доме. «Просторный вестибюль. Парадная мраморная лестница ведёт к камину на площадке. Над ним высокое полуциркульное зеркало, а в нем небольшие круглые часы. Полустершиеся римские цифры на циферблате. Внизу надпись: Leroy Paris.»

Дом №11 по Гороховой или №25 по Большой Морской улице известен под названием Дом Комедии Зигмунта. После пожаров 1730-х годов на этом месте хотел построить дом обжигальщик кирпичных заводов Гаврила Дмитриевич Полунин. Но что-то у него не сложилось, и это место было отдано под строительство одного из первых в городе театральных зданий. Приехавший в Петербург немецкий артист Яган Христофор Зигмунт просил отвести это место под театральный дом. На гравюрах Стокгольмской коллекции дом Комедии Зигмунта был значительных размеров. Построен дом в 1745 году в чертах барокко в духе ранних работ Растрелли. Истинный автор его, однако, неизвестен.

дом Комедии Зигмунта

В 1750 году Зигмунт умер, а его вдова Мария Елизавета заложила дом, да так и не выкупила. Дом начал менять владельцев как перчатки. Некоторое время дом принадлежал вдове подполковнице Марфе Кирилловне Елагиной. Затем дом принадлежал купцам Василию Портеру, Луи Фоконье, у которого в 1781 году его приобрела фрейлина Наталья Львовна Нарышкина, вышедшая замуж за полковника Славянского гусарского полка Ивана Антоновича Соллогуба. В 1820-х годах дом принадлежал богатейшему в Петербурге купеческому роду Кусовниковых. Тогда же в доме был открыт музыкальный магазин Рихтера. Десятилетие спустя дом приобрел глазной врач В. В. Лерх. И наконец, в 1840-х годах дом перешел во владение Елисеевых и принадлежал им до революции 1917 года. В 1840-1841 годах в доме Лерха, в кв. 21, жил писатель Герцен А. И. А в настоящее время, перекликаясь с тем давним событием, здесь находится Герцен Хаус Отель. Участок дома №13 в 1736 году был отведен тайному советнику Василию Яковлевичу Новосильцеву. Последующие владельцы надстраивали дом и дворовые флигеля, так, что к середине XIX века дом был уже 4-х этажным. С 1860-х дом принадлежал герою русско-турецкой войны 1877—1878 годов, генералу от инфантерии Ивану Федоровичу Тутолмину.

Дом №15, так же как и дом №13 изначально принадлежал Новосильцеву. Дом перепродавался многократно. В историю он вошел как торговый дом «Эсдерса и Схейфальс» в стиле модерн.

дом у красного моста

В 1905 году бельгийский подданный С. Эсдерс и нидерландский подданный Н. Схейфальс подали прошение о разрешении построить пятиэтажное с мансардой здание для их торгового дома на месте дома № 15.

Здание было построено в 1906 году по проекту архитекторов Владимира Александровича Липского и Константина Николаевича де Рошфора. Основу здания составлял металлический каркас, вес которого достигал 70 000 пудов. Здание украшает обильный штукатурный декор. Над окнами четвертого этажа изображены кувшинки, на простенках – спускающиеся от медальонов гирлянды. Фасад со стороны Гороховой улицы завершался невысоким аттиком с именами владельцев. Срезанный угол создает плавный переход от улицы к набережной. Угловая башня с куполом и шпилем была воссоздана уже в нашем веке. Фирма занималась продажей готового женского и мужского платья. Здесь же разместился универсальный магазин, получивший наименование «Au pont rouge» - «У Красного моста».

Согласно постановлению совнархоза Северного района от 23 июля 1919 года в здании торгового дома бельгийской компании "Эсдерс Схефальс" образована Центральная государственная фабрика производства одежды им. В. Володарского.

Улицу пересекают река Мойка, канал Грибоедова и река Фонтанка. Через Мойку проложен Красный мост, назван так по цвету окраски, существующей с 1778 года (до этого назывался Белый, также по цвету окраски).

Это единственный чугунный мост через Мойку из мостов, у которого сохранился исторический внешний вид. Сначала это был деревянный разводной мост, затем он неоднократно перестраивался для пропуска мачтовых судов. В 1808—1814 годах мост был заменен однопролетным, чугунным, арочным по проекту инженера В. И. Гесте. Пролетное строение его состояло из чугунных коробок по типу Зеленого, Певческого и т. д. Металлические конструкции моста изготавливались на уральских заводах Н. Н. Демидова. В 1953—1954 годах чугунные конструкции моста заменили стальными арочными по проекту инженера В. В. Блажевича. Длина моста - 42 м, ширина - 16,8 м. Чугунный свод заменен сварными арками. Сохранены старинные перила, ограждающие тротуары от проезжей части.

На этот раз мы, пожалуй, остановимся здесь, а в одном из следующих блогов прогуляемся дальше по Гороховой улице. Почитать подробнее о «цветных мостах» Санкт-Петербурга можно в нашем предыдущем блоге. А подобрать тематические экскурсии по северной столице можно в каталоге экскурсий.

Дата публикации: 02.11.2014, обновлена 02.12.2014
Tags: Прогулки, Питер, СанктПетербург, Россия, Санкт Петербург, Россия



Предложения наших партнеров по Санкт Петербургу

Ускользающий мир петербургских дворов и парадных (групповая экскурсия)

Вы совершите путешествие по местам малодоступным и пока еще хранящим обаяние атмосферы прошлого - заглянете за парадные фасады петербургских старинных

Автор: Алексей

Крыши Петербурга

Вы увидите Северную столицу с другого ракурса, ощутите на лице свежий ветер с Финского залива, сможете отрешиться от уличной суеты

Автор: Алексей

Гуляй как петербуржец

Эта авторская прогулка создана, чтобы не просто познакомить вас с городом на Неве, но дать реальное представление о Петербурге, без

Автор: Анастасия

Экскурсия-детектив "Масонский Петербург"

Масонство — что это? Тайное общество, существующее более 3000 лет, или миф? Каковы истинные цели масонов и как попасть в

Автор: Георгий

Эрмитаж в компании искусствоведа

На экскурсии мы исследуем более 30 залов Эрмитажа, познакомимся с работами голландских, итальянских и испанских мастеров, античной скульптурой и культурой

Автор: Ирина

Детская экскурсия по парадным залам Эрмитажа

С чего начинается Эрмитаж? Разумеется, с потрясающих парадных залов, каждый из которых имеет свою историю, неповторимую архитектуру, свои функции и особенности. Наша прогулка по главным

Автор: Аделина

Отправить открытку из Эрмитажа

Эрмитаж завораживает своим величием. Каждый посетитель обнаружит здесь тот зал и те экспонаты, к которым захочет возвращаться снова и снова. Давайте искать их вместе: я покажу

Автор: Александра

Мистический Петербург

Санкт-Петербург неспроста называют городом-призраком. Говорят, что город построен на месте активного разлома земной коры в аномальной зоне, поэтому с самого

Автор: Георгий

Доходные дома Петербурга: побывать на крышах и внутри

Данная пешеходная экскурсия дает уникальную возможность увидеть городскую застройку сразу с нескольких ракурсов: снизу, изнутри и сверху. Мы познакомим вас

Автор: Алексей

Мой Петербург

Я покажу вам Петербург глазами человека, который родился и вырос в этом прекрасном и замечательном городе! Мы увидим его незабываемые

Автор: Антон

Классическая обзорная экскурсия на автобусе

На обзорной автобусной экскурсии вы увидите главные архитектурные шедевры города: великолепные ансамбли Дворцовой, Исаакиевской и Сенатской площадей, блистательные дворцы и

Автор: Ирина

Неформальная прогулка по барам Петербурга

Приглашаем совершить увлекательное путешествие по 10-15 петербургским заведениям. Это не просто экскурсия, а полное погружение в ночную жизнь города. Причем,

Автор: Денис

Классический Петербург

Эта экскурсия будет особенно интересна тем, кто оказался в Петербурге впервые! Это прекрасный шанс встретиться с самыми знаменитыми достопримечательностями Северной

Автор: Артем

Осенние крыши Петербурга

Внизу движутся машины, спешат люди, но никто из них не знает, что за ними наблюдают. Эта экскурсия поможет вам окунуться

Автор: Юрий

Шедевры Эрмитажа и обзорная экскурсия по городу

Стоящий в одном ряду с Лувром, Метрополитен-музеем и Британским, Эрмитаж обладает великолепной коллекцией, насчитывающей более 3 000 000 экспонатов. На экскурсии вы осмотрите главные залы, галереи и павильоны, где

Автор: Ирина

Рок на века: история ленинградского рок-подполья

Русский рок — наше национальное достояние, как, например, блюз в США или брит-поп в Великобритании. И где, как не в Питере, рок-н-ролльной столице России, говорить о его

Автор: Владимир